Известия Саратовского университета. Новая серия.
ISSN 1817-7115 (Print)
ISSN 2541-898X (Online)


XVIII век

Изображение реальности в эстетико-философской системе Дени Дидро

Статья посвящена осмыслению понятия реальности в культурном и научном наследии французского просветителя Дени Дидро. Интерес к данной теме продиктован неустаревающей актуальностью новаторской драматургической теории мыслителя, в которой вопрос об изображении реального является центральным. В ходе анализа были привлечены работы отечественных и зарубежных и литературоведов, которые затрагивали проблему репрезентации реальности в XVIII в. и особенно в творчестве Дени Дидро.

Изображение реальности в эстетико-философской системе Дени Дидро

Статья посвящена осмыслению понятия реальности в культурном и научном наследии французского просветителя Дени Дидро. Интерес к данной теме продиктован неустаревающей актуальностью новаторской драматургической теории мыслителя, в которой вопрос об изображении реального является центральным. В ходе анализа были привлечены работы отечественных и зарубежных и литературоведов, которые затрагивали проблему репрезентации реальности в XVIII веке и особенно в творчестве Дени Дидро.

О семантике слова «подлый» в русском языке XVIII-XIX вв. и морали басни Сумарокова «Заяц и Лягушки»

Статья посвящена проблеме изучения семантики слова «подлый» в русском языке XVIII и XIX вв. Смысл этой лексемы кардинально менялся с течением времени, о чем свидетельствуют контексты из различных источников (как документальных, научных, так и художественных). В начале XVIII в. слово «подлый» зафиксировано в «Генеральном регламенте» и «Регламенте Главного магистрата», разработанных Петром I; оно использовалось там в качестве социального термина, обозначающего определенные общественные классы. С 1730-хгг.

К истории создания пьесы Ю. Д. Беляева «Псиша»

В статье рассмотрена история создания пьесы «Псиша», принадлежащей перу Ю. Д. Беляева, театрального рецензента, беллетриста и драматурга Серебряного века. В ходе работы над циклом статей «Вечер в “Оперном доме”», посвященном истории театра Екатерининского времени, критик обращался к историческим источникам: периодическим изданиям, художественным произведениям и документам второй половины XVIII – начала XIX в.

Детство в антропологической теории А. Н. Радищева

В статье изучается своеобразие представлений о роли детства в человеческой судьбе в сочинении А. Н. Радищева «О человеке, его смерти и бессмертии» (1792–1796). Предметом особого внимания автора являются основные черты нравственного идеала человека, к которому, с точки зрения писателя-просветителя, должно приводить воспитание. В связи с этой проблематикой последовательно изучаются сформулированные А. Н.