Для цитирования:
Стогний Д. А. Изображение реальности в эстетико-философской системе Дени Дидро // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2024. Т. 24, вып. 4. С. 386-394. DOI: 10.18500/1817-7115-2024-24-4-386-394, EDN: EYCMDG
Изображение реальности в эстетико-философской системе Дени Дидро
Статья посвящена осмыслению понятия реальности в культурном и научном наследии французского просветителя Дени Дидро. Интерес к данной теме продиктован неустаревающей актуальностью новаторской драматургической теории мыслителя, в которой вопрос об изображении реального является центральным. В ходе анализа были привлечены работы отечественных и зарубежных и литературоведов, которые затрагивали проблему репрезентации реальности в XVIII в. и особенно в творчестве Дени Дидро. Понятие реальности рассмотрено как в эстетико-философских (статья «Прекрасное», «Беседы о „Побочном сыне“», «О драматической поэзии»), так и естественно-научных («Мысли об объяснении природы» и статья «Природа») трудах, что позволило выявить единый подход Дидро в определении реального и формулировании правил его изображения. Проанализированы подходы к репрезентации реального в художественном произведении, которые подробно описаны просветителем в его трактатах о драматургии. В исследовании сопоставлены понятия «природа» и «реальность», объяснены их различия. Природа в понимании Дидро является видимым миром, объективной действительностью, тогда как реальность предстаёт как фикциональное единство, субъективно воплощённое в художественном произведении, зиждущееся на образах из памяти и воображения. Такая реальность конструируется автором произведения и является правдоподобной. Опираясь на трактаты Дидро о театре, сформулирован ряд критериев, следование которым необходимо для воссоздания правдоподобной реальности. Данные критерии свидетельствуют об одних и тех же требованиях к искусствам, которые, по мысли Дидро, более всего пригодны к изображению реального – театру, живописи и музыке. Проведённый анализ показывает, что новаторская эстетическая система Дидро расчищает дорогу к насыщению искусства правдоподобным вымыслом, а это «обогащение», в свою очередь, провозглашает новую эру – «критическую эру театра».
- Дидро Д. Эстетика и литературная критика. М.: Художественная литература, 1980. 659 с.
- Большая советская энциклопедия / гл. ред. О. Ю. Шмидт: в 65 т. Т. 22. М.: Советская энциклопедия, 1935. 420 с.
- Гачев Д. И. Эстетические взгляды Дидро. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1961. 192 с.
- Большая советская энциклопедия / гл. ред. А. М. Прохоров: в 30 т. Т. 8. М.: Советская энциклопедия, 1972. 590 с.
- Длугач Т. Б. Дени Дидро. М.: Канон+, 2009. 208 с.
- Арсланов В. Г. Дидро и Гёте о принципе подражания в искусстве // Эстетика Дидро и современность: сб. ст. / отв. ред. В. П. Шестаков. М.: Изобразительное искусство, 1989. С. 123–155.
- Рейнгардт Л. Я. «Салоны» Дидро // Эстетика Дидро и современность: сб. ст. / отв. ред. В. П. Шестаков. М.: Изобразительное искусство, 1989. С. 156–173.
- Алташина В. Д. Театральная эстетика Дидро в России // Научная мысль Кавказа. 2013. № 4 (76). С. 164–168.
- Frantz P. L’esthétique du tableau dans le théâtre du XVIIIe siècle. Paris: Presses Universitaires de France, 1998. 296 p. https://doi.org/10.3917/puf.frant.1998.01
- Pouradier M. La défense esthétique du matérialisme diderotien // Esthétiques de Diderot. La nature du beau. Caen: Presses universitaires de Caen, 2015. P. 55–70. https://doi.org/10.4000/cpuc.631
- Grimaldi N. L’art selon Diderot: idéal de la vérité ou vérité de l’idéal? // Grimaldi N. L’art ou la feinte passion. Sous la direction de Grimaldi Nicolas. Paris: Presses Universitaires de France, 1983. P. 30–50. https://doi.org/10.3917/puf.grima.1983.01
- Ванслов В. В. Проблема реализма в эстетике Дидро // Эстетика Дидро и современность: сб. ст. / отв. ред. В. П. Шестаков. М.: Изобразительное искусство, 1989. С. 55–82.
- Abbt C., Schmieden S. Simulacra and the concept of authenticity in Diderot’s Salon de 1765 and Paradoxe sur le comédien // Lumières. 2018. Vol. 1, № 31. P. 51–66. https://doi.org/10.3917/lumi.031.0051
- Diderot D. De la poésie dramatique // Oeuvres de Denis Diderot. Théâtre. 21 vol. Paris: J. L. J. Brière, 1821. Vol. 4. P. 429–581.
- Дидро Д. Мысли об объяснении природы // Дидро Д. Собр. соч.: в 10 т. Т. 1. Философия / ред. и вступ. ст. И. К. Луппола; пер. И. Б. Румера, В. К. Сережникова, П. С. Юшкевича. М.; Л.: Academia, 1935. С. 299–356.
- Дидро Д. Природа // Дидро Д. Собр. соч.: в 10 т. Т. 7. Статьи из «Энциклопедии» / ред. И. К. Луппола; пер. и вступ. ст. В. И. Пикова. М.; Л.: Художественная литература, 1989. С. 82–85.
- Дидро Д. Элементы физиологии // Дидро Д. Собр. соч.: в 10 т. Т. 1. Философия / ред. и вступ. ст. И. К. Луппола; пер. И. Б. Румера, В. К. Сережникова, П. С. Юшкевича. М.; Л.: Academia, 1935. С. 337–536.
- Горанов К. Соотношение действительности и идеала в эстетике Дидро // Эстетика Дидро и современность: сб. ст. / отв. ред. В. П. Шестаков. М.: Изобразительное искусство, 1989. С. 83–101.
- Бодрийяр Ж. Фатальные стратегии. М.: РИПОЛ классик, 2017. 288 с.
- Дидро Д. О драматической поэзии // Дидро Д. Собр. соч.: в 10 т. Т. 5. Театр и драматургия / вступ. ст. и прим. Д. И. Гачева; пер. Р. И. Линцер; ред. Э. Л. Гуревича, Г. И. Ярхо. М.; Л.: Academia, 1936. С. 335–437.
- Ménil A. Diderot et le drame. Théâtre et politique. Paris: Presses Universitaires de France, 1995. 130 p. https://doi.org/10.3917/puf.menil.1995.01
- Лосев А. Ф. История античной эстетики: в 8 т. Т. 4. Аристотель и поздняя классика. М.: АСТ; [Харьков]: Фолио, 2000. 878 с.
- Мальцева О. Н. Мимесис и правдоподобие в драматическом театре // Манускрипт. 2018. № 5 (91). С. 113–117. https://doi.org/10.30853/manuscript.2018-5.26
- Дидро Д. Беседы о «Побочном сыне» // Дидро Д. Собр. соч.: в 10 т. Т. 5. Театр и драматургия / вступ. ст. и прим. Д. И. Гачева; пер. Р. И. Линцер; ред. Э. Л. Гуревича, Г. И. Ярхо. М.; Л.: Academia, 1936. С. 83–182.