Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия: Филология. Журналистика

ISSN 1817-7115 (Print)
ISSN 2541-898X (Online)


Для цитирования:

Кудина Е. О. К истории создания пьесы Ю. Д. Беляева «Псиша» // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2022. Т. 22, вып. 1. С. 72-77. DOI: 10.18500/1817-7115-2022-22-1-72-77, EDN: LERUTC

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 0)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
821.161.1.09-2+929Беляев
EDN: 
LERUTC

К истории создания пьесы Ю. Д. Беляева «Псиша»

Авторы: 
Кудина Екатерина Олеговна, Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН
Аннотация: 

В статье рассмотрена история создания пьесы «Псиша», принадлежащей перу Ю. Д. Беляева, театрального рецензента, беллетриста и драматурга Серебряного века. В ходе работы над циклом статей «Вечер в “Оперном доме”», посвященном истории театра Екатерининского времени, критик обращался к историческим источникам: периодическим изданиям, художественным произведениям и документам второй половины XVIII – начала XIX в. Вероятно, в них Беляев нашел материал и для своего раннего беллетристического опыта – исторического рассказа «Псиша», героями которого были увлеченный театром помещик и актеры его крепостной труппы. Здесь был обозначен круг тем, которые писатель развил в своих более поздних произведениях: придворный и крепостной театр, репертуар для сцены, трагическая судьба подневольного артиста. Впоследствии Беляев обратился к теме крепостного театра уже как драматург – результатом его художественных исканий стала пьеса «Псиша». Поставленный по ней спектакль имел огромный успех у зрителей Москвы и Петербурга в сезоне 1911–1912 гг. и был высоко оценен театральными обозревателями газет и журналов. Судя по отзывам в периодической печати, автору «Псиши» удалось найти баланс между ставшими актуальными в этот период стилизациями, восстановлением на сцене бытовых картин эпохи и сентиментально-психологической драмой из жизни крепостных актеров. Таким образом, удалось установить, что именно первые работы по истории русского театра и ранние прозаические опыты Беляева сформировали основные темы и образы одного из самых известных его драматических произведений.

Список источников: 
  1. Беляев Ю. Д. П. А. Стрепетова // Север. 1898. № 4. Стб. 437–444.
  2. Беляев Ю. Д. Вечер в «Оперном доме» // Север. 1896. № 36. Стб. 1207–1214 ; № 37. Стб. 1239–1252 ; № 38. Стб. 1271–1284.
  3. Плещеев А. А. Клочки о Беляеве // Новое время. 1917. № 14610. С. 13.
  4. Беляев Ю. Д. Псиша. Исторический рассказ // Живописное обозрение.1897. № 29. С. 479–486.
  5. Письма В. А. Озерова к А. Н. Оленину. 1808–1809 // Русский архив. 1869. № 1. Стб. 124–151.
  6. Арапов П. Н. Летопись русского театра. СПб. : Тип. Н. Тиблена и К°, 1861. 386 с.
  7. Незеленов А. И. Литературные направления в Екатерининскую эпоху. СПб. : Изд. Н. Г. Мартынова, 1889. 395 с.
  8. Михневич В. О. Русская женщина XVIII столетия. Киев : Южно-Русское кн-во Ф. А. Иогансона, 1895. 403 с.
  9. Пыляев М. И. Старый Петербург. Рассказы из былой жизни столицы. СПб. : Изд. А. С. Суворина, 1887. 471 с.
  10. Леткова Е. Крепостная интеллигенция // Отечественные записки. 1883. № 11. С. 158–198.
  11. Кузмин М. Путаница // Аполлон. 1910. № 4. С. 78.
  12. Вес И. Г. Беляев о своих пьесах // Биржевые ведомости. 1911. 18 авг. № 12483. С. 5.
  13.  Беляев Ю. Д. Псиша : Пьеса в четырех действиях с прологом. СПб. : Б-ка «Вечернего времени», 1914. 81 с.
  14. Бескин Э. Московские письма. 77 // Театр и искусство. 1911. № 42. С. 789–790.
  15. Чужой [Эфрос Н.]. Московские отклики. Две пьесы // Речь. 1911. 9 окт. № 277. С. 2.
  16. D. S. Крепостным актеркам («Псиша» у Незлобина) // Раннее утро. 1911. 7 окт. № 230. С. 6.
  17. Бонч-Томашевский М. На гранях нового театра // Студия. 1912. № 17. С. 1–5.
Поступила в редакцию: 
08.11.2021
Принята к публикации: 
12.11.2021
Опубликована онлайн: 
01.03.2022
Опубликована: 
01.03.2022