Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия: Филология. Журналистика

ISSN 1817-7115 (Print)
ISSN 2541-898X (Online)


Для цитирования:

Кан К. Речевое воздействие на адресата в медицинской рекламе (на примере рекламы вакцины против СOVID-19) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2025. Т. 25, вып. 2. С. 151-158. DOI: 10.18500/1817-7115-2025-25-2-151-158, EDN: GFAEMF

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 0)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
[659.1 :61]:811.161.1’38
EDN: 
GFAEMF

Речевое воздействие на адресата в медицинской рекламе (на примере рекламы вакцины против СOVID-19)

Авторы: 
Кан Кумсук, Южный федеральный университет
Аннотация: 

В статье проводится анализ особенностей медицинской рекламы как источника речевого воздействия на адресата в меди цинской рекламе на примере рекламы вакцины против COVID-19. Материалом послужили креолизованные рекламные тексты (всего проанализировано более 50 примеров), относящиеся к тематике коронавируса, извлеченные из открытых ресурсов сети Интернет за период пандемии, а также данные свободного ассоциативного эксперимента (60 анкет респондентов в возрасте от 18 до 22 лет). В исследовании применялись прием сплошной выборки, описательный метод с элементами интерпретационного анализа, метод ассоциативного эксперимента. Отмечается, что наиболее характерные для текстов медицинской рекламы следующие образы и сценарии: акцент на сохранении собственной жизни и здоровья и здоровья близких; акцент на повышенном риске для старшего поколения; акцент на коллективной ответственности; акцент на помощи врачам; апеллирование к авторитетам (публичным личностям); акцент на добровольном принятии решения; акцент на положительном имидже вакцины. Выявлено, что представленные креолизованные тексты медицинской рекламы содержат вербальный и невербальный компоненты, позволяющие не только привлечь внимание целевой аудитории, но и сформировать комплекс знаний и представлений о самом заболевании и о необходимости вакцинации. Подчеркивается, что апеллирование к ключевым характеристикам, типичным для русского национального сознания (ответственности, гуманизму, желанию помочь), использование образов врачей и публичных личностей, подчеркнутый характер добровольности вакцинации стали основой успешной рекламной кампании, реализованной в Российской Федерации во время сложных периодов распространения эпидемии. Доказывается, что использование в рекламе известных лозунгов и ярких изображений служит действенным инструментом привлечения внимания целевой аудитории к проблемам здравоохранения, значимым для каждого члена общества. Результаты работы могут представлять интерес для преподавателей, обучающихся, а также для всех интересующихся креолизованным текстом и медицинским рекламным текстом.

Список источников: 
  1. Алимпиева Д. А., Анохина Е. А., Ермолаева Е. В. Реклама в медицине // Бюллетень медицинских Интернет-конференций. 2016. Т. 6, № 1. С. 241. EDN: VTYJXN.

  2. Дускаева Л. Р. Журналистский дискурс в аспекте речевых жанров // Жанры речи. 2014. № 1 (9). С. 50–57. https://doi.org/10.18500/2311-0740-2014-1-2-9-10-50-57.

  3. Медиалингвистика в терминах и понятиях: словарь-справочник / под ред. Л. Р. Дускаевой. М. : Флинта, 2018. 438 с.

  4. Слойцева Е. В. Язык рекламы и лингвостилистические особенности рекламного текста // Язык и культура (Новосибирск). 2014. № 11. С. 76–83. EDN: RZVDFD.

  5. Скляр Е. С. Вербальные и невербальные особенности текстов медицинской рекламы // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7, № 4 (25). С. 110–112. EDN: VQWWCY.

  6. Трубина З. И. Лингводидактический потенциал креолизованных текстов // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2019. № 3. С. 163–174. EDN: GIYVQE.

  7. Копачевская С. М. Языковые и неязыковые особенности медицинской рекламы на российском радио // Вестник Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема. 2012. № 1 (10). С. 52–59. EDN: PHNRKH.

  8. Мокшанцев Р. И. Психология рекламы. М. : ИНФРА-М, 2003. 230 с.

  9. Клочко К. А. Некоторые проблемы лингвистики рекламного текста и перспективы его исследования // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки. 2017. № 1. С. 5–18. EDN: ZAOXQL.

  10. Гаспарян Л. А. Креолизованный текст в медицинском дискурсе и его дидактический потенциал в обучении иноязычной коммуникации // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2012. № 24–2. С. 206–212. EDN: RNFEQJ.

  11. Ворошилова М. Б. Политический креолизованный текст: ключи к прочтению. Екатеринбург : Уральский гос. пед. ун-т, 2013. 194 с. EDN: QIRMSX.

  12. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. М. : Азбуковник, 2003. 940 с.

Поступила в редакцию: 
28.06.2024
Принята к публикации: 
10.02.2025
Опубликована онлайн: 
30.05.2025
Опубликована: 
30.06.2025