Известия Саратовского университета. Новая серия.
ISSN 1817-7115 (Print)
ISSN 2541-898X (Online)


словообразование

Представляем книгу

Статья посвящена книге:
Евсеева И. В. Комплексные единицы русского словообразования : Когнитивный подход. М. : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. 312 с.

Блендинг в аспекте когнитивно-коммуникативной парадигмы

В статье рассматривается когнитивно-коммуникативная природа блендинга (контаминации) как способа словообразования. Блендинг определяется совмещением ментальных пространств в однословных мотивированных знаках, характеризующихся семантической лаконичностью, емкостью и большим потенциалом выражения экспрессивности.

ДЕРИВАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МЕТАФОРЫ

В статье раскрывается сущность понятия «словообразовательная метафора», исследуется семантический потенциал производных с метафорической мотивацией, выявляются причины деривационной активности или неактивности словообразовательных метафор.

 

Ускользающий смысл романа Робера Пенже «Инквизиторий» (на материале сравнительно-сопоставительного анализа переводческих решений)

На материале сравнительного анализа текстов оригинала и перевода на русский язык романа «Инквизиторий» разбираются некоторые особенности письма Робера Пенже. Стилистический эффект «ускользающего смысла» рассматривается в контексте феномена французского Нового романа. Приводятся альтернативные варианты перевода заглавия и разбираемых лексико-синтаксических трудностей оригинального произведения с целью выявить и подчеркнуть художественную ценность исходного текста.

Лексико-семантическая группа цветообозначений в современных германских языках

В статье рассматривается семантическое поле цветообозначений в германских языках: его строение, особенности формирования базовой части и периферии, тенденции развития. На материале лексико-семантических групп цветообозначающих прилагательных английского и немецкого языков авторами установлены общие и специфические черты в словообразовательных и семантических процессах в исследуемом семантическом поле.

Личность в науке: Эмилия Петровна Кадькалова. К 90-летию профессора

В статье выделяются основные вехи жизни и деятельности Э. П. Кадькаловой, видного российского ученого саратовской лингвистической научной школы. Освещаются характерные черты Э. П. Кадькаловой как исследователя и человека, основополагающие черты ее научной методологии.

Роль исторических и диалектных данных в интерпретации явлений современного словообразования

В статье развивается идея о необходимости привлечения исторических и диалектных данных к анализу явлений современного словообразования. Сопоставление фактов современного литературного языка, письменной истории языка, современной диалектной речи позволяет с наибольшей объективностью охарактеризовать лингвистический статус деривационных единиц, моделей, подсистем, реконструировать полную картину их бытования в национальном языке, лучше понять направления языковой динамики и деривационный потенциал языка.