Известия Саратовского университета. Новая серия.
ISSN 1817-7115 (Print)
ISSN 2541-898X (Online)


А. С. Пушкин

Функции пушкинского интертекста в романе Ю.Н. Тынянова «Смерть Вазир-Мухтара»

Статья посвящена осмыслению формально-содержательной роли пушкинского интертекста в романе Ю. Н. Тынянова «Смерть Вазир-Мухтара». Выявляются разные способы введения в повествование цитат, референций, аллюзий, отсылающих к произведениям А. С. Пушкина. В процессе анализа раскрываются такие особенности цитирования, как неатрибутированность, неточность, редуцированность претекстов вплоть до отдельных словообразов.

Петербургский текст К. Вагинова

В статье исследуется проблема Петербургского текста русской литературы в творчестве константина вагинова, его соотношение с классическим Петербургским текстом А. Пушкина, Ф. Достоевского, Н. Гоголя.

Пушкинско-державинский миф в поэтическом мире А. Городницкого (мотив передачи лиры)

В статье рассматривается трансформация пушкинско-державинского мифа в двух стихотворениях А. М. Городницкого; делается попытка объяснить индивидуально-авторскую, полемическую по отношению к сложившейся в массовом культурном сознании трактовку мифа через анализ автобиографизма и автопсихо- логизма избранных произведений, а также вписать их в более широкий контекст представленных в поэтических и мемуарных текстах размышлений барда о проблемах российской истории.

Проблема автобиографичности А.С. Пушкина и принцип элиминирования «внешней» биографии в трудах С.Л. Франка

В статье рассматривается важная для отечественного литературоведения проблема значимости биографических фактов в художественных произведениях А. С. Пушкина применительно к разным вариантам её решения. Обозначен особый путь решения, предложенный С. Л. Франком.

П. И. Бартенев и П. В. Анненков в работе над материалами для биографии А. С. Пушкина

В статье говорится о возникновении пушкинизма в 1851–1855 гг., его московского и петербургского направлений, работе П. И. Бартенева и П. В. Анненкова над материалами для биографии А. С. Пушкина. Раскрывается подоплека творческого «состязания» между двумя пушкинистами (Бартенев опередил Анненкова публикацией своего научного труда и обнародованием в нем сведений О. С. Павлищевой о поэте) за написание «образцовой биографии» Пушкина.

Имя и образ Пушкина в поэтическом дискурсе

Объектом исследования выступает поэтический подкорпус Национального корпуса русского языка, в котором прецедентное имя «Пушкин» встречается более 1000 раз. На материале поэтических текстов двух столетий прослеживается, как формировался образ первого русского поэта в поэтическом дискурсе, какие ассоциации и коннотации сопровождают его имя.

Специфика нарративной модальности прозаических отрывков А. С. Пушкина

Статья посвящена категории нарративной модальности прозаических отрывков Пушкина. Делается вывод о том, что в отрывках преобладает внутренняя фокализация и гомодиегетический повествователь, обнаруживающий себя эксплицитно. Внешняя фокализация реализуется в рассказчике, специфика которого заключается во всеведении поступков, действий героя, но в неполном знании его внутреннего мира, эмоций и чувств.

О названии романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

В статье предлагается реинтерпретация названия романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка», отличная от предложенных ранее и традиционно существующих в отечественном пушкиноведении. В работе показано, что смысл названия романа «Капитанская дочка» в малой степени связан с образом героини Маши Мироновой, но основан на игровой поэтике Пушкина, привносящей в текст романа двуплановость и двусоставность. 

К проблеме циклизации «Маленьких трагедий» А. С. Пушкина

В статье предлагается новая версия циклообразующей организации «Маленьких трагедий» А. С. Пушкина после краткого экскурса по уже существующим циклообразующим концепциям группы сцен и пьес, объединенных в русской культуре под неавторским общим названием «Маленькие трагедии». В качестве связующего композиционного элемента выдвигается внутритекстовая ситуация неожиданного, спонтанного вдохновения центральных героев пьес, входящих в цикл. Именно этот повторяющийся элемент сопровождает или завязку фабульного действия, или, напротив, его кульминацию.