Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия: Филология. Журналистика

ISSN 1817-7115 (Print)
ISSN 2541-898X (Online)


Для цитирования:

Barsukova M. I., Rodionova T. V. The means of expressing the category of politeness in medical discourse (On the material of the doctor and patient speech communication) [Барсукова М. И., Родионова Т. В. Способы выражения категории вежливости в медицинском дискурсе (на материале речевого общения врача с пациентом)] // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2022. Т. 22, вып. 4. С. 377-384. DOI: 10.18500/1817-7115-2022-22-4-377-384, EDN: WGBKUA


Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
Язык публикации: 
английский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
81’373.49’42
EDN: 
WGBKUA

The means of expressing the category of politeness in medical discourse (On the material of the doctor and patient speech communication)
[Способы выражения категории вежливости в медицинском дискурсе (на материале речевого общения врача с пациентом)]

Авторы: 
Барсукова Марина Игоревна, Саратовский государственный медицинский университет имени В. И. Разумовского
Родионова Татьяна Вячеславовна, Саратовский государственный медицинский университет имени В. И. Разумовского
Аннотация: 

В статье рассматривается коммуникативная категория вежливости, определяется роль этой категории в процессе профессиональной коммуникации врачей с пациентами. Категория вежливости выступает в форме речевого этикета и является обязательной в общении врача с пациентом. Авторы проанализировали способы реализации речевого этикета и категории вежливости в ситуациях профессионального медицинского взаимодействия и выявили наиболее частотные для стратегий медицинского дискурса. Гипотеза исследования: действенность созданного и спланированного врачом диалога во многом зависит от соблюдения этических норм общения, что, безусловно, является одним из проявлений вежливости. Исследование проведено на материалах записей медицинского дискурса, осуществленного в условиях лечебных медицинских учреждений в форме спонтанных бесед врачей с пациентами. Авторы доказывают, что вежливое поведение проявляется не только в использовании формул речевого этикета, но и в способах выражения личного отношения врача и адресованности его речи. Употребление эвфемизмов свидетельствует о постоянной внутренней обеспокоенности врача, заботе о своем собеседнике, что расценивается как проявление уважения к пациенту. Учитывая социальную обусловленность речевых запретов, важно понимать, что выбор соответствующего слова зависит не только от уровня речевой культуры врача, но и от социальной и профессиональной принадлежности пациента, его религиозных установок, индивидуальной (личностной) адекватности. Использование других разговорных элементов (и внесодержательных компонентов в начале разговора) в диалогах врача с пациентом помогает создать доверительные отношения, атмосферу непринужденности и непосредственности общения, обеспечить простоту и естественность речи. Речевой этикет и вежливость способствуют достижению эффективности профессионального общения. Наиболее важную роль играют контактоустанавливающие средства, выбор которых зависит от коммуникативных привычек врача и от особенностей ситуации общения.

Список источников: 
  1. Issers O. S. More than half of a century under the umbrella of communicative strategies. Communication Studies, 2020, vol. 7, no. 2, pp. 243–256 (in Russian). https://doi.org/10.24147/2413-6182.2020.7(2).243-256
  2.  Sternin I. A. Problems of describing politeness as a communicative category. Kommunikativnoe povedenie. Vyp. 17. Vezhlivost’ kak kommunikativnaya kategoriya [Communicative behavior. Iss. 17. Politeness as a communicative category]. Voronezh, Istoki Publ., 2003, pp. 23–47 (in Russian).
  3. Zakharova E. P. Types of communicative categories. In: Problemy rechevoy kommunikatsii: sbornik nauchnykh trudov [Problems of Inter-Speech Communication: Collection of scientifi c works]. Saratov, Saratov State University Publ., 2000, pp. 12–19 (in Russian).
  4. Vorob’eva O. I., Zotova E. M., Repnitsyn G. M. Communicative factors of medical errors. Global Problems of Modernity, 2021, vol. 2, no. 2, pp. 22–29 (in Russian). https://doi.org/10.26787/nydha-2713-2048-2021-2-2-22-29
  5. Formanovskaya N. I. Rechevoe obschenie: kommunikativno-pragmaticheskiy podkhod [Verbal Communication: Communicative-Pragmatic Approach]. Moscow, Russkiy yazyk Publ., 2002. 216 p. (in Russian).
  6. Kormilitsyna M. A. Types of communicative risks. In: O. B. Sirotinina, M. A. Kormilitsyna (eds.) Riskogennost’sovremennoy kommunikatsii i rol’ kommunikativnoy kompetentnosti v yeyo preodolenii [Riskogenity of Modern Communication and the Role of Communicative Competence in its Surmounting]. Saratov, Saratov State University Publ., 2016, pp. 9–12 (in Russian).
  7. Barsukova M. I., Rodionova T. V. Communicative risks in the dyad ‘doctor – patient’. Izvestiya of Saratov University. Philology. Journalism, 2021, vol. 21, iss. 2, pp. 176–179. https://doi.org/10.18500/1817-7115-2021-21-2-176-179
  8. Mayboroda S. V. Communicative strategies and tactics in the doctor’s speech in dialogues about self-treatment. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Tomsk State University Journal], 2019, no. 448, pp. 65–74 (in Russian). https://doi.org/10.17223/15617793/448/8
  9. Krysin L. P. Sotsiolingvisticheskie aspekty izucheniya sovremennogo russkogo yazyka [Social-Linguistic Aspects of Investigation of Modern Russian Language]. Moscow, Nauka Publ., 1989. 188 p (in Russian).
  10.  Yartseva V. N. (ed.) Lingvisticheskiy entsiklopedicheskiy slovar’ [Linguistic Encyclopedian Dictionary]. Moscow, Sovetskaya entsiklopediya Publ., 1990. 682 p (in Russian).
  11. Barsukova M. I., Kloktunova N. A., Romanovskaya A. V., Slesarev S. V., Sheveleva D. I. Communicative training of future physicians (Based on the material of speech behavior of obstetricians and gynecologists). Mir kultury, nauki i obrazovaniya [The World of Culture, Science, and Education], 2020, no. 4 (83), pp. 113–115 (in Russian).
  12. Uzdinskaya E. V. Approval or denial? Role of various language tools in objection under the guise of consent tactics (An analysis of newspaper speech). Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10. Zhurnalistika, 2011, no. 3, pp. 155–169 (in Russian).
  13.  Markova A. A., Barsukova M. I. Tactics of reporting bad news in professional communication between a doctor and a patient. The Russian Archives of Internal Medicine, 2022, vol. 12, no. 2, pp. 136–142. https://doi.org/10.20514/2226-6704-2021-12-2-136-142
  14. Rodionova T. V., Privalova I. V. Professional determinance of linguistic consciousness of medical workers. Zhisn’ yazyka v kulture i sotsiume-5 [Life of the language in culture and socium-5]. Moscow, Kantsler Publ., 2015, pp. 76–77 (in Russian).
  15. Privalova I. V., Rodionova T. V. Peculiarities of medical discourse in professional and non-professional settings. Izvestiya of Saratov University. Philology. Journalism, 2020, vol. 20, iss. 1, pp 39–43. https://doi.org/10.18500/1817-7115-2020-20-1-39-43
Поступила в редакцию: 
16.04.2022
Принята к публикации: 
01.09.2022
Опубликована онлайн: 
30.11.2022
Опубликована: 
30.11.2022