Известия Саратовского университета. Новая серия.
ISSN 1817-7115 (Print)
ISSN 2541-898X (Online)


речевой этикет

Нарушение этических норм как одна из причин коммуникативных неудач в общении

В статье рассматривается одна из частотных причин коммуникативных неудач в повседневном речевом общении – это нарушение этических норм коммуникации. особое внимание обращается на многоаспектность понятия этических норм. На материале неформального общения анализируются некоторые составляющие этого понятия и их влияние на успешность процесса коммуникации.

Специфика репрезентации концепта здоровье в речевом этикете (на материале русского и английского языков)

Статья посвящена сопоставительному изучению репрезентации концептов здоровье – health в современных русских и английских этикетных формулах, а также в связанных с ними фразеологических единицах и пословицах. рассматриваются теоретические вопросы исследования механизмов отображения концептов в стандартных выражениях, используемых в разговорной речи носителями двух неблизкородственных лингвокультур. Выявляются базовые когнитивные признаки, определяющие сходство и различия данных концептов, особенности их функционирования в указанных языковых сообществах.

Речевой этикет в СМИ как фактор влияния на речевую культуру российского общества

В статье на основе широкого понимания речевого этикета исследовано влияние СМИ, положительное и из-за несоблюдения его норм негативное, на речь, поведение людей и даже судьбу языка.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭТИКЕТНЫХ СРЕДСТВ В РУССКОЙ И АНГЛИЙСКОЙ ДЕЛОВЫХ БЕСЕДАХ

В русской и английской деловых беседах речевые средства выполняют тождественные этикетные функции, однако действия русских коммуникантов более вариативны и во многом зависят от их речевой культуры, а английских - нормативны с высокой степенью обязательности и стереотипности.

Способы выражения категории вежливости в медицинском дискурсе (на материале речевого общения врача с пациентом)

В статье рассматривается коммуникативная категория вежливости, определяется роль этой категории в процессе профессиональной коммуникации врачей с пациентами. Категория вежливости выступает в форме речевого этикета и является обязательной в общении врача с пациентом. Авторы проанализировали способы реализации речевого этикета и категории вежливости в ситуациях профессионального медицинского взаимодействия и выявили наиболее частотные для стратегий медицинского дискурса.