Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия: Филология. Журналистика

ISSN 1817-7115 (Print)
ISSN 2541-898X (Online)


Для цитирования:

Землянский А. В. Пандемия COVID-19 в зеркале СМИ: проблема медиавоздействия // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2024. Т. 24, вып. 3. С. 346-353. DOI: 10.18500/1817-7115-2024-24-3-346-353, EDN: HIBUF

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 0)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
[616-036.21:578.834.1]:[070:316.77]
EDN: 
HIBUF

Пандемия COVID-19 в зеркале СМИ: проблема медиавоздействия

Авторы: 
Землянский Александр Валентинович, Московский педагогический государственный университет
Аннотация: 

Статья посвящена изучению и анализу роли СМИ как инструмента воздействия на массовое сознание в период пандемии коронавируса. Медиаисследователи пытались проанализировать степень влияния СМИ на принимаемые реципиентами решения, такие как отказ от вакцинации, несоблюдение карантинных мер, нарушение других ограничений, которые вводились во время глобального кризиса в области здравоохранения. Одной из причин деструктивного поведения граждан разных государств стала инфодемия – перенасыщение глобального медиаполя недостоверной и непроверенной информацией. В этих условиях на СМИ возлагались различные задачи – от информирования аудитории о процессах, связанных с новым заболеванием, до пропаганды вакцинации. Это привело к тому, что медиа прибегали к различным моделям воздействия на аудиторию, которые описываются как в классических теориях влияния СМИ, так и современных. В статье проанализированы публикации с позиций медиавоздействия, а также исследования, цель которых – выявление механизмов влияния медиа на общество в период пандемии COVID-19. В результате исследования сделан вывод, что воздействие медиа на общество представляет собой структурно и функционально сложный процесс, на который оказывает влияние множество факторов, таких как информационная политика конкретных СМИ, индивидуальные характеристики журналистов и реципиентов информации, политическая обстановка и др. Также было установлено, что во время пандемии искажения в процессе коммуникации происходят не случайным образом, а по определенным моделям, описанным в различных теориях сильного медиавоздействия, в частности, теории волшебной пули, фрейминга, формирования повестки дня и других.

Список источников: 
  1. Bryant J., Zillmann D. Media effects. Advances in Theory and Research // Lawrence Erlbaum Associate. 2002. URL: http://ndl.ethernet.edu.et/bitstream/123456789/58135/1/15.Jennings%20Bry... (дата обращения: 09.01.2024).
  2. Lang A. Discipline in Crisis? The Shifting Paradigm of Mass Communication Research // Communication Theory. 2013. Vol. 23, iss. 1. P. 10–24. https://doi.org/10.1111/comt.12000 
  3. Borah P. Media effects theory // The International Encyclopedia of Political Communication. 2016. https://doi.org/10.1002/9781118541555.wbiepc156. URL: https://www.researchgate.net/profi le/PorismitaBorah/publication/314119579_Media_Effects_Theory/links/59d5d9f9a6fdcc8746989933/Media-EffectsTheory.pdf (дата обращения: 09.01.2024).
  4. Lasswell H. Propaganda technique in the World War. New York : Peter Smith, 1927. 233 p. 
  5. Семёнова А., Корсунская М. Контент-анализ СМИ: проблемы и опыт применения. М. : Ин-т социологии РАН, 2010. 324 с. 1 электрон. опт. диск; 12 см.
  6. =Меретукова О., Нестерова С., Харин В., Стрельцов О., Маторина О. Анализ особенностей информационно-психологического воздействия на личность в условиях пандемии COVID-19 // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Регионоведение: философия, история, социология,  юриспруденция, политология, культурология». 2021. Вып. 2 (279). С. 66-78. https://doi.org/10.53598/2410-3691-2021-2-279-66-78
  7. «Этот вирус – чудо чудесное». Елена Малышева объяснила, что назвала COVID-19 чудом потому, что умирают только старики // Аргументы недели. 2020. URL: https://argumenti.ru/society/2020/04/661267 (дата обращения: 09.01.2024).
  8. Елена Малышева. Вечерний Ургант // Вечерний Ургант. 2020. URL: https://www.1tv.ru/shows/vecherniy-urgant/vypuski/elena-malysheva-vecher... (дата обращения: 09.01.2024).
  9. Доктор Мясников рассказал о «русском чуде» в связи с коронавирусом // Взгляд. URL: https://vz.ru/news/2020/4/11/1033794.html (дата обращения:  09.01.2024).
  10. Доктор Мясников о панике из-за коронавируса: «Ищите, кому выгодно» // Вести. URL: https://www.vesti.ru/doc.html?id=3233653 (дата обращения: 09.01.2024).
  11. Михалков Н. У кого в кармане государство? // Бесогон TV. URL: https://www.youtube.com/watch?v=MEtaaNNuVCI (дата обращения: 09.01.2024).
  12. Temperton J. How the 5G coronavirus conspiracy theory tore through the internet // Wired. URL: https://www.wired.co.uk/article/5g-coronavirus-conspiracy-theory (дата обращения: 09.01.2024).
  13. Осипов А. «Мы скрестили атипичную пневмонию и вирус летучих мышей». Американские вирусологи создали смертельный коронавирус еще в 2015 году //  Комсомольская правда. 2020. URL: https://www.kp.ru/daily/27107/4182568/ (дата обращения: 09.01.2024).
  14. Абрамов А. О таинственном вирусе советские газеты писали еще 40 лет назад // Комсомольская правда. 2020. URL: https://www.kp.ru/daily/27109.4/4184715/?ysclid=lq2dvb827w46625629 (дата обращения: 09.01.2024).
  15. Генпрокуратура признала фейком ролики о создании коронавируса ради чипизации людей // Интерфакс. 2020. URL: https://www.interfax.ru/russia/707413 (дата обращения: 09.01.2024).
  16. Новости здравоохранения // Высшая школа организации и управления здравоохранением. 2020. URL: https://www.vshouz.ru/news/analitika/wcs-4009/ (дата обращения: 09.01.2024).
  17. Более 70% россиян не хотят делать прививку от коронавируса, показал опрос // РИА Новости. 2020. URL: https://ria.ru/20201005/privivka-1578199577.html (дата обращения: 09.01.2024).
  18. Gerbner G., Gross L., Morgan M., Signorielli N. Growing up with television: The cultivation perspective // Against the mainstream: The selected works of George Gerbner / ed. by M. Morgan. 1994. P. 193–213. URL: https://www.researchgate.net/publication/232498956_Growing_up_with_telev... (дата обращения: 09.01.2024).
  19. The Impact of Media: Sharing Our Minds and Hearts // Red Dot Films. 2021. URL: https://www.reddotfilms.net/the-theoretical-and-practical-problems-assoc... (дата обращения: 09.01.2024).
  20. Cohen B. The press and foreign policy. University of California, 1993. 281 p. URL: https://archive.org/details/pressforeignpoli00coherich/page/n11/mode/2up (дата обращения: 09.01.2024). 
  21. Lippmann W. Public Opinion. New Brunswick, NJ : Transaction Publishers, 1998. 418 p. 
  22. McCombs M., Shaw D. The Agenda-Setting Function of Mass Media // Public Opinion Quarterly. 1972. Vol. 36, № 2. P. 176–187. 
  23. Левин А. Как пандемия COVID-19 изменила СМИ и что будет дальше // Курсив. 2020. URL: https://kz.kursiv.media/2020-05-20/kak-pandemiya-covid-19-izmenila-smi-i... (дата обращения: 09.01.2024).
  24. Ducharme J. News Coverage of Coronavirus in 2020 is Very Different Than it Was For Ebola in 2018 // Time. 2020. URL: https://time.com/5779872/coronavirusebola-news-coverage/ (дата обращения: 09.01.2024).
  25. Swathi P., Dinesh B. Snowballed Covid-19 Spread and Waned News Coverage in Indian Newspapers // Annals of the Romanian Society for Cell Biology. 2021. Vol. 25, iss. 6. P. 11299–11306. 
  26. Smith N., Newey S. Coronavirus: Fears rise of Chinese cover-up as 56 million in lockdown and hospitals overwhelmed // The Telegraph. 2020. URL: https://www.telegraph.co.uk/news/2020/01/24/coronavirus-fearsrise-chines... (дата обращения: 09.01.2024).
Поступила в редакцию: 
10.01.2024
Принята к публикации: 
08.05.2024
Опубликована онлайн: 
30.08.2024
Опубликована: 
30.08.2024