Для цитирования:
Землянский А. В. Пандемия COVID-19 в зеркале СМИ: проблема медиавоздействия // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2024. Т. 24, вып. 3. С. 346-353. DOI: 10.18500/1817-7115-2024-24-3-346-353, EDN: HIBUFI
Пандемия COVID-19 в зеркале СМИ: проблема медиавоздействия
Статья посвящена изучению и анализу роли СМИ как инструмента воздействия на массовое сознание в период пандемии коронавируса. Медиаисследователи пытались проанализировать степень влияния СМИ на принимаемые реципиентами решения, такие как отказ от вакцинации, несоблюдение карантинных мер, нарушение других ограничений, которые вводились во время глобального кризиса в области здравоохранения. Одной из причин деструктивного поведения граждан разных государств стала инфодемия – перенасыщение глобального медиаполя недостоверной и непроверенной информацией. В этих условиях на СМИ возлагались различные задачи – от информирования аудитории о процессах, связанных с новым заболеванием, до пропаганды вакцинации. Это привело к тому, что медиа прибегали к различным моделям воздействия на аудиторию, которые описываются как в классических теориях влияния СМИ, так и современных. В статье проанализированы публикации с позиций медиавоздействия, а также исследования, цель которых – выявление механизмов влияния медиа на общество в период пандемии COVID-19. В результате исследования сделан вывод, что воздействие медиа на общество представляет собой структурно и функционально сложный процесс, на который оказывает влияние множество факторов, таких как информационная политика конкретных СМИ, индивидуальные характеристики журналистов и реципиентов информации, политическая обстановка и др. Также было установлено, что во время пандемии искажения в процессе коммуникации происходят не случайным образом, а по определенным моделям, описанным в различных теориях сильного медиавоздействия, в частности, теории волшебной пули, фрейминга, формирования повестки дня и других.
- Bryant J., Zillmann D. Media effects. Advances in Theory and Research // Lawrence Erlbaum Associate. 2002. URL: http://ndl.ethernet.edu.et/bitstream/123456789/58135/1/15.Jennings%20Bry... (дата обращения: 09.01.2024).
- Lang A. Discipline in Crisis? The Shifting Paradigm of Mass Communication Research // Communication Theory. 2013. Vol. 23, iss. 1. P. 10–24. https://doi.org/10.1111/comt.12000
- Borah P. Media effects theory // The International Encyclopedia of Political Communication. 2016. https://doi.org/10.1002/9781118541555.wbiepc156. URL: https://www.researchgate.net/profi le/PorismitaBorah/publication/314119579_Media_Effects_Theory/links/59d5d9f9a6fdcc8746989933/Media-EffectsTheory.pdf (дата обращения: 09.01.2024).
- Lasswell H. Propaganda technique in the World War. New York : Peter Smith, 1927. 233 p.
- Семёнова А., Корсунская М. Контент-анализ СМИ: проблемы и опыт применения. М. : Ин-т социологии РАН, 2010. 324 с. 1 электрон. опт. диск; 12 см.
- =Меретукова О., Нестерова С., Харин В., Стрельцов О., Маторина О. Анализ особенностей информационно-психологического воздействия на личность в условиях пандемии COVID-19 // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология». 2021. Вып. 2 (279). С. 66-78. https://doi.org/10.53598/2410-3691-2021-2-279-66-78
- «Этот вирус – чудо чудесное». Елена Малышева объяснила, что назвала COVID-19 чудом потому, что умирают только старики // Аргументы недели. 2020. URL: https://argumenti.ru/society/2020/04/661267 (дата обращения: 09.01.2024).
- Елена Малышева. Вечерний Ургант // Вечерний Ургант. 2020. URL: https://www.1tv.ru/shows/vecherniy-urgant/vypuski/elena-malysheva-vecher... (дата обращения: 09.01.2024).
- Доктор Мясников рассказал о «русском чуде» в связи с коронавирусом // Взгляд. URL: https://vz.ru/news/2020/4/11/1033794.html (дата обращения: 09.01.2024).
- Доктор Мясников о панике из-за коронавируса: «Ищите, кому выгодно» // Вести. URL: https://www.vesti.ru/doc.html?id=3233653 (дата обращения: 09.01.2024).
- Михалков Н. У кого в кармане государство? // Бесогон TV. URL: https://www.youtube.com/watch?v=MEtaaNNuVCI (дата обращения: 09.01.2024).
- Temperton J. How the 5G coronavirus conspiracy theory tore through the internet // Wired. URL: https://www.wired.co.uk/article/5g-coronavirus-conspiracy-theory (дата обращения: 09.01.2024).
- Осипов А. «Мы скрестили атипичную пневмонию и вирус летучих мышей». Американские вирусологи создали смертельный коронавирус еще в 2015 году // Комсомольская правда. 2020. URL: https://www.kp.ru/daily/27107/4182568/ (дата обращения: 09.01.2024).
- Абрамов А. О таинственном вирусе советские газеты писали еще 40 лет назад // Комсомольская правда. 2020. URL: https://www.kp.ru/daily/27109.4/4184715/?ysclid=lq2dvb827w46625629 (дата обращения: 09.01.2024).
- Генпрокуратура признала фейком ролики о создании коронавируса ради чипизации людей // Интерфакс. 2020. URL: https://www.interfax.ru/russia/707413 (дата обращения: 09.01.2024).
- Новости здравоохранения // Высшая школа организации и управления здравоохранением. 2020. URL: https://www.vshouz.ru/news/analitika/wcs-4009/ (дата обращения: 09.01.2024).
- Более 70% россиян не хотят делать прививку от коронавируса, показал опрос // РИА Новости. 2020. URL: https://ria.ru/20201005/privivka-1578199577.html (дата обращения: 09.01.2024).
- Gerbner G., Gross L., Morgan M., Signorielli N. Growing up with television: The cultivation perspective // Against the mainstream: The selected works of George Gerbner / ed. by M. Morgan. 1994. P. 193–213. URL: https://www.researchgate.net/publication/232498956_Growing_up_with_telev... (дата обращения: 09.01.2024).
- The Impact of Media: Sharing Our Minds and Hearts // Red Dot Films. 2021. URL: https://www.reddotfilms.net/the-theoretical-and-practical-problems-assoc... (дата обращения: 09.01.2024).
- Cohen B. The press and foreign policy. University of California, 1993. 281 p. URL: https://archive.org/details/pressforeignpoli00coherich/page/n11/mode/2up (дата обращения: 09.01.2024).
- Lippmann W. Public Opinion. New Brunswick, NJ : Transaction Publishers, 1998. 418 p.
- McCombs M., Shaw D. The Agenda-Setting Function of Mass Media // Public Opinion Quarterly. 1972. Vol. 36, № 2. P. 176–187.
- Левин А. Как пандемия COVID-19 изменила СМИ и что будет дальше // Курсив. 2020. URL: https://kz.kursiv.media/2020-05-20/kak-pandemiya-covid-19-izmenila-smi-i... (дата обращения: 09.01.2024).
- Ducharme J. News Coverage of Coronavirus in 2020 is Very Different Than it Was For Ebola in 2018 // Time. 2020. URL: https://time.com/5779872/coronavirusebola-news-coverage/ (дата обращения: 09.01.2024).
- Swathi P., Dinesh B. Snowballed Covid-19 Spread and Waned News Coverage in Indian Newspapers // Annals of the Romanian Society for Cell Biology. 2021. Vol. 25, iss. 6. P. 11299–11306.
- Smith N., Newey S. Coronavirus: Fears rise of Chinese cover-up as 56 million in lockdown and hospitals overwhelmed // The Telegraph. 2020. URL: https://www.telegraph.co.uk/news/2020/01/24/coronavirus-fearsrise-chines... (дата обращения: 09.01.2024).
- Poirier W., Ouellet C., Rancourt M., Béchard J., Dufresne Y. (Un)Covering the COVID-19 Pandemic: Framing Analysis of the Crisis in Canada // Canadian Journal of Political Science. 2020. Vol. 53, iss. 2: Special Section: COVID-19 Short Research Papers. P. 365–371. https://doi.org/10.1017/S0008423920000372
- Govedarica V. EinSender für Corona-Leugner? // Tagesschau. 2021. URL: https://www.tagesschau.de/ausland/europa/servus-tv-corona-101.html (дата обращения: 09.01.2024).
- Arendt F., Forrai M., Mestas M. News Framing and Preference-Based Reinforcement: Evidence from a Real Framing Environment During the COVID-19 Pandemic // Communication Research. 2023. Vol. 50, iss. 2. P. 179–204. https://doi.org/10.1177/00936502221102104
- Noelle-Neumann E. Spiral of Silence // Griffi n E. A First Look at Communication Theory. McGraw-Hill Higher Education, 2008. P. 372–382.
- Mcleod S. Solomon Asch Conformity Line Experiment Study // Simply psychology. URL: https://www.simplypsychology.org/asch-conformity.html (дата обращения: 09.01.2024).
- Atanesyan A., Hakobyan A., Reynolds B. Communicating COVID-19 on Social Media: The Effects of the Spiral of Silence // Russian Sociological Review. 2021. Vol. 20, № 4. P. 66–85. https://doi.org/10.17323/1728-192x-2021-4-66-85