Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия: Филология. Журналистика

ISSN 1817-7115 (Print)
ISSN 2541-898X (Online)


Для цитирования:

Михайлова М. В., Назарова А. В. «Новая женщина» или «сверхженщина»? Проект Серебряного века // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2023. Т. 23, вып. 3. С. 269-277. DOI: 10.18500/1817-7115-2023-23-3-269-277, EDN: CZCUZU

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
821.161.1.09+929
EDN: 
CZCUZU

«Новая женщина» или «сверхженщина»? Проект Серебряного века

Авторы: 
Михайлова Мария Викторовна, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Назарова Анастасия Викторовна, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Аннотация: 

В статье проанализированы художественные тексты и критические выступления женщин и мужчин-литераторов рубежа XIX – начала ХХ вв., в которых наиболее ярко и оригинально разработаны гендерные ролевые модели – «новая женщина» и «сверхженщина». Обе модели женственности отразили ломку привычного гендерного порядка и формирование новой системы ценностей, в том числе в самой литературе. Связанный с названными типами комплекс феминистских идей интересовал не только представителей «высокой» словесности. На проблему женской эмансипации также откликнулись создатели продукции для массового читателя, которая впитала в себя и реалистические традиции, и открытия модернизма. Модель «сверхженщины» с опорой на ницшеанское видение попытались представить Н. М. Минский в пьесе «Альма» и В. Я. Брюсов в «Последних страницах из дневника женщины». Поле деятельности для «новой женщина» наметили Е. А. Нагродская и А. А. Вербицкая в романах «Гнев Диониса» и «Ключи счастья». Тем не менее во всех этих произведениях героини терпели крах, так как или становились преступницами, или вставали перед неразрешимой проблемой: осуществление репродуктивной функции или творческая самореализация. Альма теряла силы в борьбе за личную свободу, брюсовская Натали становилась убийцей, Татьяна Нагродской возвращалась под семейный кров, Маня Вербицкой, добившись высот в искусстве балета, все же кончала с собой. И только М. Горький предложил «решение» вопроса в романе «Мать». Сделав свою героиню возрастной женщиной, он вывел ее из детородного возраста. Таким образом, она смогла стать матерью всех обездоленных, борцом за свободу. Так пролетарский писатель наметил пути вызволения женщин из тенет гендерного неравенства. Ниловну действительно можно считать «новой женщиной». И этот утопический проект оказалось возможным реализовать в советское время, проигнорировав реальные проблемы гендерных противоречий.

Благодарности: 
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда (проект № 19-78-10100).
Список источников: 
  1. Гончарова О. М. Русская женщина 1860-х в «зеркале» идей и литературы // Культура и текст. 2012. № 1. С. 44–53
  2. Иванова Т. Н. «Новый» тип русской женщины в изображении И. С. Тургенева и Н. С. Лескова: Романы «Накануне» и «Некуда» : дис. … канд. филол. наук. Орел, 2001. 205 с.
  3. Экконен К. Творец, субъект, женщина: стратегии женского письма в русском символизме. М. : Новое литературное обозрение, 2011. 393 с.
  4. Андрейчук К. Р. Русский ибсенизм и «женский вопрос»: героини Х. Ибсена в критической и литературной рецепции Н. М. Минского и Д. С. Мережковского // Сибирский филологический журнал. 2022. № 2. 80–93. https://doi.org/10.17223/18137083/79/6
  5. Аннибал Л. Georgette Leblane. La choix de la vie // Весы. 1904. № 8. С. 60–62.
  6. Коллонтай А. В. Новая женщина // Коллонтай А. В. Новая мораль и рабочий класс. М. : Всерос. центр. испол. ком. сов. р. к. и к. д., 1918. С. 3–35.
  7. Айвазова С. Г. Свобода и равенство советских женщин // Айвазова С. Г. Русские женщины в лабиринте равноправия (Очерки политической теории и истории. Документальные материалы). М. : РИК Русанова, 1998. С. 66–99.
  8. Левицкая Т. В. «Женский вопрос» в освещении Н. А. Лухмановой // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2019. № 3. С. 133–142.
  9. Левицкая Т. В. Чего хочет «новая женщина»? // Писатели и критики первой половины ХХ века: предшественники, последователи (незабытые и забытые имена) / под ред. Л. А. Колобаевой, С. И. Кормилова, А. В. Назаровой, сост. А. В. Назарова. М. : Common Place, 2021. С. 337–340.
  10. Лухманова Н. А. Новая женщина // Писатели и критики первой половины ХХ века: предшественники, последователи (незабытые и забытые имена) / под ред. Л. А. Колобаевой, С. И. Кормилова, А. В. Назаровой, сост. А. В. Назарова. М. : Common Place, 2021. С. 341–358.
  11. Рудич В. И. Ступени. СПб. : Тип. т-ва А. С. Суворина «Новое время», 1913. 79 с.
  12. Михайлова М. В. Эротическая доминанта в прозе русских писательниц Серебряного века // Дискурсы телесности и эротизма в литературе и культуре: эпоха модернизма : сб. ст. / под ред. Д. Г. Иоффе. М. : Ладомир, 2008. С. 221–240.
  13. Кардапольцева В. Н. Женские лики России. Екатеринбург : Гуманитарный университет, 2000. 158 с.
  14. Потехина Е. А. Культурные модели феминного: роковая женщина и женщина-вамп // XX юбилейные Царскосельские чтения : материалы Междунар. науч. конф., 20–21 апреля 2016 г. : в 3 т. СПб. : ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2016. Т. 1. С. 106–111.
  15. Блок А. А. Письма к Вяч. Иванову (1907–1916) // Блоковский сборник II: Труды Второй научной конференции, посвященной изучению жизни и творчества А. А. Блока. Тарту : [б. и.], 1972. С. 373–384.
  16. Санжарь Н. Д. Книга о человеке: Первая. М. : Типолит. «Т. д. И. Ефимов, Н. Желудкова и К°», 1916. 188 с.
  17. Санжарь Н. Д. Письмо А. К. Гастеву // РГБ. Ф. 266. Карт. 7. № 37. Л. 5. б/д.
  18. Михайлова М. В. Материнство в рабочей среде (по произведениям Ник. Никандрова) // Материнство и отцовство сквозь призму времени и культур. Материалы Девятой международной научной конференции РАИЖИ и ИЭА РАН, 13-16 октября 2016, г. Смоленск : в 2 т. / отв. ред. Н. Л. Пушкарева, Н. А. Мицюк. М. ; Смоленск : ИЭА РАН, СмолГУ, 2016. Т. 2. С. 153–155.
  19. Михайлова М. В., Инь Л. Творчество хозяйки «нехорошей квартиры», или Феномен Е. А. Нагродской. М. : МГУ имени М. В. Ломоносова. Филологический факультет, 2018. 526 с.
  20. Грачева А. М. Бестселлеры начала XX в. (К вопросу о феномене успеха) // Русская культура XX века на родине и в эмиграции: Имена. Проблемы. Факты. Вып. 1. М. : Изд-во Московского ун-та. С. 61–75.
  21. Вербицкая А. А. Ключи счастья. URL: https://litlife.club/books/218490/read?page=85&ysclid=lb0iaj2nbm869143078 (дата обращения: 28.11.2022).
  22. Кленова Ю. В. Творческие доминанты авторов женского романа (На примере произведений А. Вербицкой и Д. Донцовой) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 12 (54) : в 4 ч. Ч. 4. С. 101–104.
  23. Трофимова Е. И. Терминологические вопросы в гендерных исследованиях // Общественные науки и современность. 2002. № 6. С. 178–188.
  24. Хлопонина О. О. Женский мир в русской культуре рубежа XIX–XX вв.: типологические характеристики и художественная репрезентация // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Философия, социология, культурология. 2014. № 7. С. 19–24.
Поступила в редакцию: 
14.01.2023
Принята к публикации: 
12.05.2023
Опубликована онлайн: 
31.08.2023
Опубликована: 
31.08.2023