Известия Саратовского университета. Новая серия.
ISSN 1817-7115 (Print)
ISSN 2541-898X (Online)


массовая литература

Марсианские хроники «прекрасной эпохи»

В том блоке французской словесности конца XIX– начала XX в., который можно условно назвать «космической фантастикой», в центре внимания оказались полёты на Марс и установление контакта с марсианами. Популярность темы в массовой литературе обеспечили научные открытия того времени (в первую очередь так называемые «каналы») и традиционная символика римского божества, по имени которого названа Красная планета.

«Новая женщина» или «сверхженщина»? Проект Серебряного века

В статье проанализированы художественные тексты и критические выступления женщин и мужчин-литераторов рубежа XIX – начала ХХ вв., в которых наиболее ярко и оригинально разработаны гендерные ролевые модели – «новая женщина» и «сверхженщина». Обе модели женственности отразили ломку привычного гендерного порядка и формирование новой системы ценностей, в том числе в самой литературе. Связанный с названными типами комплекс феминистских идей интересовал не только представителей «высокой» словесности.

Автоцитата и автореминисценция в романах Гастона Леру

В статье рассмотрены автореференциальные элементы в творчестве известного мастера популярного романа Гастона Леру (прежде всего, на примере цикла о Рультабийле). Особое внимание уделено роману «Рультабийль у царя», куда Леру включил материал из ранее написанных им очерков и статей о России.

Необыкновенные приключения французского популярного романа

В статье рецензируется монография К. А. Чекалова, посвященная французской массовой литературе конца XIX – начала XX в. Автор исследует жанровые, тематические и стилистические изменения в произведениях популярного характера на примере творчества Гастона Леру, а также других известных романистов «прекрасной эпохи» (Леблана, Сувестра, Аллена и др.).

Врачи как герои нашего времени: о «реанимации» производственного романа в современной массовой литературе

В статье предлагается подход к рассмотрению современной массовой литературы, посвященной изображению врачей, в русле возрождения традиции производственного романа. Прослеживаются сходства с жанровым каноном на сюжетно-композиционном, образном и стилистическом уровнях текста. Выделяются и отличия современных произведений от устоявшегося советского образца жанра.