Для цитирования:
Шестакова Е. Ю. Миромоделирующие универсалии детства в повести М. А. Осоргина «Из маленького домика» // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2024. Т. 24, вып. 4. С. 421-426. DOI: 10.18500/1817-7115-2024-24-4-421-426, EDN: JDIWAU
Миромоделирующие универсалии детства в повести М. А. Осоргина «Из маленького домика»
Целью настоящей статьи стало рассмотрение специфики художественного воплощения компонентов модели мира детства автора в повести «Из маленького домика» писателя русского зарубежья первой волны М. А. Осоргина. Автор-повествователь предстает центральной миромоделирующей категорией произведения. Он вспоминает, размышляет, описывает себя в детстве. Тема памяти, заявленная в повести, является ведущей для автобиографической прозы писателей русского зарубежья. Все в произведении подчинено авторской творческой силе, его внутренним переживаниям, ощущениям. Одновременно с этим, описывая себя в детстве, автор дает возможность младенцу, ребенку стать субъектом миромоделирования и вместе с тем участником изображаемых событий. В итоге читатель видит мир ребенка таким, каким он сам его выстроил, смоделировал. Вместе с тем в повествовании значимым является «голос» взрослого повествователя. Художественная модель мира, воссозданная в произведении, основана на ряде образов-воспоминаний, насыщенных философской, исторической, этической проблематикой. В повести представлена картина мира, обладающая особыми миромоделирующими универсалиями, выраженными при помощи приема оппозиций, антитезы вечного и суетного, моделей двоемирия, противостояния Космоса и Хаоса, образа меняющегося пространства, сквозных тем, мотивов и образов, подвергающихся символическому обобщению. Земной мир соотносится с представлением о бренности человеческого существования. Образ дома осмысляется пространством защиты, покоя, желанного одиночества, естественности. Младенчество сопрягается с категорией вечности. Миромоделирующая категория времени в осоргинской повести обретает характеристики быстро текущести, космического потока, возвращения из настоящего в прошлое, протяженности, растянутости. Большая роль отводится теме музыки. Детство осмысляется временем предельного гармоничного существования. Картины природы близко соприкасаются с темами истоков, красоты и духовной чистоты. В повести соединяются реальный и фантастический планы. Авторские размышления обращены к судьбе России и вопросам духовного национального бытия.
-
Марченко Т. В. Творчество М. А. Осоргина, 1922–1942: из истории литературы русского зарубежья : дис. … канд. филол. наук. М., 1994. 211 с.
-
Ласунский О. Г. В споре с эпохой // М. А. Осоргин. Воспоминания. Повесть о сестре. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1992. С. 5–24.
-
Поликовская Л. В. Публицистика Михаила Осоргина (август 1916 – сентябрь 1918 гг.): темы, идеи, жанры // Михаил Осоргин: жизнь и творчество: Материалы первых Осоргинских чтений (23–24 ноября 1993 г.) / ред. колл.: В. В. Абашев (отв. ред.), Р. В. Комина, О. Г. Ласунский. Пермь: Пермский ун-т, 1994. С. 77–85.
-
Авдеева О. Ю. «Ласточки непременно прилетят» // М. А. Осоргин. Сивцев Вражек. М.: Московский рабочий, 1990. С. 15–20.
-
Захарова В. Т. Повесть М. Осоргина «Из маленького домика» и рассказ Ив. Бунина «Из записей неизвестного»: своеобразие жанрового синтеза // Emigrantologia Słowian. 2015. Vol. 1. S. 39–51.
-
Bortnowski A. Историческое время в эмигрантской прозе Михаила Осоргина. Poznań: Wydział Neofilologii UAM w Poznaniu, 2016. 209 s. https://doi.org/10.14746/9788394719890
-
Аванесян И. Б. Художественная модель мира в произведениях отечественных писателей конца XX – начала XXI вв. в парадигме христианской духовности: автореф. дис. … канд. филол. наук. Ставрополь, 2020. 20 с.
-
Левина Н. Н. Специфика художественного миромоделирования в поэзии Н. Циликина // Вестник угроведения. 2022. Т. 12, № 3 (50). С. 453–462. https://doi.org/10.30624/2220-4156-2022-12-3-453-462
-
Гарипова Г. Т. Принципы миромоделирования в русской прозе XX века: автореф. дис. … д-ра филол. наук. Владимир, 2021. 42 с.
-
Ларина Н. А. Миромоделирующие универсалии в малой прозе Леонида Андреева и Валерия Брюсова: автореф. дис. … д-ра филол. наук. М., 2018. 38 с.
-
Дулова С. А., Николаев Н. И. Проза Гайто Газданова в контексте меняющейся художественной картины мира // Litera. 2019. № 4. С. 128–134. https://doi.org/10.25136/2409-8698.2019.4.30501
-
Осоргин М. А. Времена. Происшествия зеленого мира. М.: НПК «Интелвак», 2005. 448 с.
-
Осоргин М. А. Сивцев Вражек. М.: Панорама, 1999. 464 с.
-
Успенский Б. А. Поэтика композиции: структура художественного текста и типология художественной формы. М.: Искусство, 1970. 223 с.
-
Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки исторической поэтики // М. М. Бахтин. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Художественная литература, 1975. С. 234–407.
-
Жиганова О. Г. Художественная историософия М. А. Осоргина: автореф. дис. … канд. филол. наук. Самара, 2014. 23 с.
-
Филипповский Г. Ю. Динамическая поэтика русской литературы. СПб.: Дмитрий Буланин, 2008. 420 с.
-
Урвилов В. Поэтика композиции романов о революции 20-х гг. XX в. («В тупике» В. В. Вересаева, «Сивцев вражек» М. А. Осоргина, «Мирская чаша» М. М. Пришвина): дис. … канд. филол. наук. Нижний Новгород, 2010. 247 с.
-
Литература русского зарубежья: 1920–1940 / сост. и отв. ред. О. Н. Михайлов. М.: Наследие, 1993. 336 с.
-
Поликовская Л. В. Большая политика и «маленький домик»: К 70-летию со дня смерти Михаила Осоргина // Сибирские огни. 2012. № 4. С. 139–147.
-
Дядичев В. Михаил Осоргин – свидетель истории // М. А. Осоргин. Сивцев Вражек. М.: Панорама, 1999. С. 5–30.
-
Герасимова М. А. Философия космизма в творчестве Михаила Осоргина // Вестник РУДН. Литературоведение. Журналистика. 2013. № 4. С. 80–86. EDN: ROXUPP