Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия: Филология. Журналистика

ISSN 1817-7115 (Print)
ISSN 2541-898X (Online)


Для цитирования:

Кормилицына М. А., Дегальцева А. В. Интеграция информации как фактор порождения семантически осложнённых предложений в разговорной речи // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2023. Т. 23, вып. 3. С. 200-206. DOI: 10.18500/1817-7115-2023-23-3-200-206, EDN: YGUWKU

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
811.161.1’37
EDN: 
YGUWKU

Интеграция информации как фактор порождения семантически осложнённых предложений в разговорной речи

Авторы: 
Кормилицына Маргарита Анатольевна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Дегальцева Анна Владимировна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация: 

В статье проводится многоаспектное исследование двух специфичных для повседневной разговорной речи (семантически конденсированных оценочных предложений: N1 – (это) Adv-o и Adv – (не)значит Adv. В разговорной речи предмет беседы чаще всего не описывается, а оценивается участниками социального взаимодействия, причём эта оценка, как правило, не нуждается в мотивировке. Высказывания, построенные по моделям N1 – (это) Adv-o и Adv – (не)значит Adv, необходимы и возможны именно в разговорной речи из-за отсутствия у говорящего стремления к точности выражения мысли. Порождение данных аксиологических высказываний оказывается социально значимым речевым фактом, поскольку отражает стремление членов языкового коллектива к выражению народной мудрости. В обиходно-бытовом общении наблюдается тенденция к неявно выраженным смыслам, обусловленная концептуальной интеграцией информации. Данный феномен дуалистичен: с одной стороны, он отражает не осознаваемое говорящим стремление к сжатию информации, с другой – связан с креативным преобразованием окружающей адресанта действительности, выявлением связей и отношений между фрагментами реальности. В ходе этого сложного ментального процесса происходит вычленение и оценивание говорящим наиболее важных фрагментов действительности и синтезирование результатов данных мыслительных операций в виде семантически сложной структуры. Изучаемые нами предложения возникают в результате интеграции информации, занимают сильные позиции в повседневном дискурсе и помогают адресанту формулировать обобщающие выводы и сентенции. Интеграция мыслей, в свою очередь, способствует развитию языка, поскольку увеличивает объём передаваемой информации о действительности в единицу времени. 

Список источников: 
  1. Москальская О. И. Проблемы системного описания синтаксиса (на материале немецкого языка) : учеб. пособие. М. : Высшая школа, 1974. 156 с.
  2. Федосюк М. Ю. Синтаксические значения и синтаксические смыслы // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2008. № 4. С. 18–22.
  3. Азов А. В. Проблема нового интегративного знания: обзор дискуссий // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 6. С. 320–325.
  4. Smuts J. C. Holism and evolution. London : Macmillan and Co., 1936. 358 p.
  5. Чебанов С. В., Мартыненко Г. Я. Синергетика и холистические образы языка // Чебанов С. В. Собр. соч. Т. 3. Петербург. Россия. Социум : сборник работ 1990-х годов. Вильнюс : Viani, 2004. С. 650–656.
  6. Гак В. Г. Языковые преобразования. М. : Языки русской культуры, 1998. 768 с.
  7. Арутюнова Н. Д. Предложение и его смысл: логикосемантические проблемы. М. : Наука, 1976. 383 с.
  8. Манаенко Г. Н. Предикация, предикативность и пропозиция: соотношение понятий // Актуальные проблемыфилологии и педагогической лингвистики. 2011. № 13. С. 138–143.
  9. Федосюк М. Ю. Идея художественного произведения как разновидность его имплицитного содержания // Жанры речи. 2012. № 8. С. 251–264. EDN: YNVTUD
  10. Колосова Т. А. Русские сложные предложения симметричной структуры. Воронеж : Изд-во Воронежского ун-та, 1980. 164 с.
  11. Валгина Н. С. Современный русский язык: Синтаксис : учебник. 4-е изд., испр. М. : Высшая школа, 2003. 416 с.
  12. Норман Б. Ю. Грамматические инновации в русском языке, связанные с социальными процессами // Русистика. Берлин. 1998. № 1–2. С. 57–68.
  13. Кормилицына М. А. Семантически осложненное (полипропозитивное) простое предложение в устной речи. 3-е изд. М. : ЛИБРОКОМ, 2011. 152 с.
  14. Николаева Т. М. От звука к тексту (Язык. Семиотика. Культура). М. : Языки славянской культуры, 2000. 680 с.
  15. Николаева Т. М. Лингвистика. Избранное. М. : Языки славянской культуры, 2013. 624 с.
  16. Касавин И. Т., Щавелев С. П. Анализ повседневности. М. : Канон+, 2004. 432 с.
  17. Харченко В.К. Современная повседневная речь. Изд. 2-е, перераб. и доп. М. : Изд-во ЛКИ, 2010. 184 с.
  18. Дегальцева А. В. Русские наречия образа действия в разных сферах общения: структурно-семантическая типология и роль в организации смысла предложения. Саратов : ИЦ «Наука», 2021. 404 с.
  19. Ширяев Е. Н. Синтаксис // Русский язык в его функционировании. Уровни языка / отв. ред. Д. Н. Шмелев, М. Я. Гловинская. М. : Наука, 1996. С. 181–232.
  20. Ляпон М. В. Оценочная ситуация и словесное моделирование // Язык и личность / отв. ред. Д. Н. Шмелев. М. : Наука 1989. С. 24-33.
  21. Ягубова М. А. Лексико-семантическое поле «оценка» в русской разговорной речи : автореф. дис. … канд. филол. наук. Саратов, 1992. 22 с.
  22. Шерстяных И. В. Омокомплекс «хорошо» и его функции в современном русском языке // Актуальные проблемы филологии в современном научном и образовательном пространстве : сб. науч. ст. / отв. ред. Л. Н. Роденцова. Иркутск : Аспринт, 2016. С. 76–90. EDN: WQJAOJ
  23. Харченко В. К. Мозаика разговорной речи: аспекты исследования, электронная база высказываний. М. : Изд-во Литературного ин-та им. А. М. Горького, 2013. 192 с.
Поступила в редакцию: 
04.04.2023
Принята к публикации: 
12.05.2023
Опубликована онлайн: 
31.08.2023
Опубликована: 
31.08.2023