Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия: Филология. Журналистика

ISSN 1817-7115 (Print)
ISSN 2541-898X (Online)


Для цитирования:

Гапоненков А. А. Экранизации произведений Михаила Булгакова: литературный первоисточник и его интерпретация // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2024. Т. 24, вып. 4. С. 427-433. DOI: 10.18500/1817-7115-2024-24-4-427-433, EDN: MHJVOH

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 0)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
791.094:821.161.1.09-293.7+929Булгаков
EDN: 
MHJVOH

Экранизации произведений Михаила Булгакова: литературный первоисточник и его интерпретация

Авторы: 
Гапоненков Алексей Алексеевич, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация: 

За более чем пятьдесят лет были экранизированы тринадцать произведений М. Булгакова: «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце», «Бег», «Белая гвардия», «Дни Турбиных», «Роковые яйца», «Морфий», «Записки юного врача», «Красная корона», «Иван Васильевич», «Театральный роман», «Багровый остров», «Последние дни». Рекордсменом в кино стал роман «Мастер и Маргарита» – двенадцать экранизаций. Пьеса «Бег» перекладывалась на язык кинематографа трижды, повести «Собачье сердце» и «Роковые яйца» – тоже по три раза. «Записки юного врача» и рассказ «Морфий» дважды соединяли в единый сценарий. Киноверсии настолько различны, что восприняты сразу и с течением времени как классические интерпретации и примеры подделок, «провальных» фильмов. При всем критическом уровне оценок нельзя не видеть значительные достижения кинорежиссеров (А. Алов и В. Наумов, В. Басов, Л. Гайдай, В. Бортко), более скромные (М. Якжен, Ю. Кара) и совсем спорные для почитателей классика и специалистов булгаковедов (фильмы А. Латтуады, С. Ломкина, А. Балабанова, С. Снежкина, М. Локшина). В статье представлен краткий обзор экранизаций с их очень рискованным новаторством, порой политической ангажированностью по отношению к литературному первоисточнику, который имеет свою авторскую концепцию и движение сюжета, логику построения эпизодов. Но «пере вод» литературного первоисточника в сценарий и на язык кино – «пересоздание», фактически новое произведение искусства, и с этим приходится считаться литературоведам, так как меняется само восприятие кинотекста во всем его новом «киносоставе», в собственной полноте.

Список источников: 
  1. Тарасов А. В. Кинематограф М. А. Булгакова. К проблеме кинематографичности художественного мышления писателя: автореф. дис. … канд. культурол. Шуя, 2006. 22 с. EDN: NKFKAB

  2. Тарасов А. В. Кинематограф М. А. Булгакова. Иваново: Киноассоц., 2007. 174 с. EDN: QTRGUV

  3. Кольцова Н. З. Булгаков как «словесный кино-мастер» (к вопросу о кинематографическом прочтении романа «Мастер и Маргарита») // Вестник Бурятского государственного университета. Философия. 2016. № 5. С. 165–173. https://doi.org/10.18101/1994-0866-2016-5-165-173

  4. Кольцова Н. З., Неклюдова О. А. К вопросу о кинематографической технике в творчестве М. Булгакова: от «Дьяволиады» к «Мастеру и Маргарите» // Вестник Бурятского государственного университета. Язык. Литература. Культура. 2015. Вып. 10 (1). С. 155–161.

  5. Кириллова Н. Б. Макромир Михаила Булгакова в зеркале экранной культуры // Культура и искусство. 2016. № 4. С. 485–497. https://doi.org/10.7256/2222-1956.2016.4.19550, EDN: XAZLFP

  6. Шимонова Н. В. Художественные особенности экранизаций произведений М. А. Булгакова: автореф. дис. … канд. искусствовед. М., 2017. 26 с.

  7. Зоркая Н. М. Кино. Театр. Литература: опыт системного анализа. М.: Аграф, 2010. 398 с.

  8. Булгаков М. А. Собр. соч.: в 5 т. М.: Художественная литература, 1992. Т. 3. 703 с.

  9. Михайлова И. Б. С юбилеем, «Иван Васильевич»! Пьеса М. А. Булгакова – литературный источник фильма Л. И. Гайдая // Новейшая история России. 2014. № 1 (9). С. 248–264. EDN: SAYFNJ

  10. Шеленок М. А. Функции «театрального» сюжета в фантастическом водевиле М. А. Булгакова «Иван Васильевич» // Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. 2017. Т. 159, кн. 1. С. 163–174.

  11. Булгаков М. А. Собр. соч.: в 5 т. М.: Художественная литература, 1992. Т. 1. 623 с.

  12. Шимонова Н. В. История экранизаций романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (1970–1980) // Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2014. № 3. С. 137–146. EDN: UAXPYR

  13. Бикбулатова А. Р. Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: от издания текста к его экранизации // Событие и текст: встречи и размышления в библиотеке: сб. науч. ст. по материалам Республиканского научно-просветительского семинара / отв. ред. А. Д. Муратова. Уфа: ЦКиР НБ РБ, 2017. С. 181–194. EDN: ZWKIQD

  14. Алиев Т. Масштабное зрелище: какой получилась новая экранизация «Мастера и Маргариты». URL: https://www.forbes.ru/forbeslife/504932-masstabnoe-zrelise-kakoj-polucilas-novaa-ekranizacia-mastera-i-margarity (дата обращения: 03.07.2024).

Поступила в редакцию: 
04.07.2024
Принята к публикации: 
28.08.2024
Опубликована онлайн: 
29.11.2024
Опубликована: 
29.11.2024