Для цитирования:
Алексеев А. Б. Дискурс смешанных единоборств как разновидность боевого спортивного и развлекательного дискурсов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2023. Т. 23, вып. 3. С. 225-232. DOI: 10.18500/1817-7115-2023-23-3-225-232, EDN: VAWKFH
Дискурс смешанных единоборств как разновидность боевого спортивного и развлекательного дискурсов
В статье рассматривается англоязычный дискурс смешанных единоборств, который трактуется как разновидность, с одной стороны, спортивного боевого дискурса, а с другой – развлекательного дискурса. Выделяются основные концепты, передающие развлекательность дискурса смешанных единоборств. В их числе понятия ‘game’, ‘fun’, ‘entertainment’, ‘show’, ‘performance’, ‘pleasure’ и др. Все они имеют как прямое лексическое выражение, соотносясь с соответствующими им лексическими единицами, так и могут передаваться через синонимичные слова и словосочетания. В целом дискурс смешанных единоборств, будучи недостаточно исследованным, представляет лингвисту возможность рассмотреть его с разных точек зрения. В частности, с позиций лингвостилистики можно выделить особенности использования стилистических средств для реализации лингвопрагматических намерений говорящего. В этой связи в статье мы анализируем такой троп, как метафору. Определяя метафору миромоделирующим тропом, выделяем несколько метафорических моделей, актуализируемых в дискурсе смешанных единоборств. Установлено, что чаще всего в рамках боевой спортивной коммуникации употребляют военную метафорическую модель, что можно объяснить концептуальной и когнитивной близостью дискурса смешанных единоборств и военного дискурса. Неслучайно, что понятия ‘battle’, ‘war’, ‘fight’ одинаково важны для обоих коммуникативных сред. В ходе анализа рассматривались также зооморфные, охотничьи, криминальные и другие метафоры. Их применение во многом соотносится с тем, что понятие агрессии является ключевым для дискурса смешанных единоборств, но агрессия, как известно, встречается и в живой природе, и в отношениях между людьми. Это дает основание для метафорических переносов и аналогий.
- Карамова А. А. Современный политический дискурс (коммуникативно-прагматический аспект). М. : Голос-Пресс, 2017. 316 с.
- Мальцева И. А., Лебединская В. Г. Развитие киберспортивной журналистики в контексте становления спортивного дискурса: опыт анализа медиатекста регионального сетевого издания «Юга.ру» // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2022. № 1 (114). С. 84–90. https://doi.org/10.26293/chgpu.2022.114.1.012, EDN: GHVIPN
- Онуприенко К. А. Языковые особенности спортивных Telegram-каналов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Жур- налистика. 2021. Т. 21, вып. 3. С. 282–288. https://doi.org/10.18500/1817-7115-2021-21-3-282-288
- Мальцева И. А. Манипулятивные способы воздействия на аудиторию в контексте спортивного медиадискурса (на примере федерального телеканала «Матч-ТВ») // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Филологические науки. 2022. Т. 8 (74), № 1. С. 177–187.
- Мальцева И. А. Об особенностях речевого взаимодействия в современном медиадискурсе // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2022. № 1 (114). С. 78–83. https://doi.org/10.26293/chgpu.2022.114.1.011, EDN: ZSMMNZ
- Цзюй Ю., Лю Ж. Способы образования спортивных жаргонизмов в русском языке // Теоретическая и прикладная лингвистика. 2022. Вып. 8, № 2. С. 160–171. https://doi.org/10.22250/24107190_2022_8_2_160, EDN: EUVBWW
- Копнина Г. А. Речевое сопротивление навешиванию политических ярлыков как способ защиты в информационно-психологической войне // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 13, вып. 11. С. 248–253. https://doi.org/10.30853/filnauki.2020.11.52
- Шмелева Е. С. Когнитивные механизмы и прагматический потенциал лингвокреативности (на материале The Economist) // Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2020. Т. 18, № 3. С. 78–86. https://doi.org/10.25205/1818-7935-2020-18-3-78-86
- Ильин А. Н. Реклама в обществе потребления и вне коммуникативного пространства // Стратегические коммуникации в современном мире : сб. материалов по результатам науч.-практ. конф. [Электронный ресурс]. Саратов : СГУ им. Н. Г. Чернышевского, 2018. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); 12 см. С. 499–507.
- Кондакова Е. А., Принципалова О. В. Лингвокогнитивная структура немецкого дискурса о политкорректности: история и современность // Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2021. Т. 19, № 2. С. 143–156. https://doi.org/10.25205/1818-7935-2021-19-2-143-156
- Булгакова А. А. Создавая новый мир: принципы трансмедийного сторителлинга в новостном дискурсе о пандемии COVID-19 // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. 2021.№ 3 (42). С. 82–90.
- Миниярова Д. Р. Метафора как элемент языковой игры в политическом дискурсе // Современные лингвистические парадигмы: традиции и новации : труды межвуз. лингвистического семинара молодых ученых / отв. ред. О. П. Касымова. Уфа : Изд-во Башкирского гос. ун-та, 2020. С. 186–190. EDN: RYEDPT
- Boyd M. Participation and recontextualization in new media. Political discourse analysis and You Tube // From text to political positions: Text analysis across disciplines / ed. by M. B. Kaal, I. Maks, A. van Elfrinkhof. Amsterdam ; Philadelphia : Benjamins, 2014. P. 245–268. https://doi.org/10.1075/dapsac.55.12boy