Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия: Филология. Журналистика

ISSN 1817-7115 (Print)
ISSN 2541-898X (Online)


Для цитирования:

Полуэктова Т. А. Англоязычный фотоэкфрастический детектив второй половины XX в. (А. Кристи, Т. Финдли): традиция и новаторство // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2024. Т. 24, вып. 3. С. 309-318. DOI: 10.18500/1817-7115-2024-24-3-309-318, EDN: OQCDUW

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 0)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
821.111.09-312.4+821.111(71).09-312.4+929[Кристи+Финдли]
EDN: 
OQCDUW

Англоязычный фотоэкфрастический детектив второй половины XX в. (А. Кристи, Т. Финдли): традиция и новаторство

Авторы: 
Полуэктова Татьяна Анатольевна, Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева
Аннотация: 

В статье рассматривается развитие такой жанровой разновидности, как фотоэкфрастический детектив, начиная с 1950-х до 1980-х гг. XX в. В классическом его варианте (на примере романа А. Кристи «Миссис Макгинти с жизнью рассталась», 1952) и постмодернистском (на примере романа Т. Финдли «Ложь», 1986) выявляется жанрообразующий потенциал фотографического экфрасиса, представленного в текстах в виде описания фотографий. Фотография в романах А. Кристи и Т. Финдли помогает детективам (Э. Пуаро и Ванессе Ван Хорн соответственно) в процессе расследования преступления, однако степень его раскрытия остается различной. Это объясняется писательским осмыслением фотографии как артефакта, обусловленным прежде всего общекультурной ситуацией. В первом случае фотография выступает как документ, имеющий однозначную доказательную силу и позволяющий найти и наказать преступника; во втором – как визуальный артефакт, бросающий вызов фотодетективу: его истолкование двусмысленно и напрямую сопряжено с нарративом Другого. Расследование в романе «Ложь» сопровождается травматичными воспоминаниями Ванессы о своем прошлом периода Второй мировой войны, отраженными в ее дневнике, что актуализирует исповедальный дискурс. Переплетение разного рода историй в романе – детективной и личной – способствует актуализации остросоциальной и историко-философской проблематики. Таким образом, в результате проведенного исследования автор статьи приходит к выводу, что постмодернистский фотоэкфрастический детектив ведет диалог с классической детективной традицией и при этом живо реагирует на меняющиеся социально-исторические, политические условия, что не может не влиять на трансформацию его жанровой структуры.

Список источников: 
  1. Анджапаридзе Г. А. Предисловие // Кестхейи Т. Анатомия детектива: Следствие по делу о детективе / пер. с венг. Е. Тумаркиной. Будапешт : Корвина Сор., 1989. С. 5–15.
  2. Киреева Н. В. Трансформация жанровых конвенций автобиографии и детектива в прозе американского постмодернизма : автореф. дис. ... д-ра филол. наук. М., 2011. 34 с.
  3. Полуэктова Т. А. Детективная фотоэкфрастическая проза в Англии конца XIX века («Фотографическая карточка» Г. Смарта и «Скандал в Богемии» А. К. Дойла) // Компаративные филологические исследования в эпоху глобализации / отв. ред. О. Г. Сидорова, Л. А. Назарова. Екатеринбург : Изд-во Уральского ун-та, 2023. С. 63–77. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/120900/1/978-5-7996-3611-1_2023.pdf(дата обращения: 20.10.2023).
  4. Сидорова А. Г. Интермедиальная поэтика современной отечественной прозы (литература, живопись, музыка) : дис. … канд. филол. наук. Барнаул, 2006. 218 с.
  5. Бочкарева Н. С. Модификация экфрастического жанра в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея» // Павермановские чтения. Литература. Музыка. Театр : сб. науч. тр. Вып. 2 / под ред. О. Н. Турышевой. Екатеринбург : Ажур, 2014. С. 65–70.
  6. Судленкова О. А. «Каждая фотография – это рассказ»: фотографический экфрасис в современной британской литературе // Теория и история экфрасиса: Итоги и перспективы изучения : материалы конференции. Седльце, 2018. С. 326–339. EDN: YTIZPM
  7. Яровикова Ю. В. К вопросу о категориальном определении экфрасиса // Филология: научные исследования. 2019. № 1. С. 144–151. https://doi.org/10.7256/2454-0749.2019.1.28507
  8. Бовсуновская Т. Экфрастическиежанрыв литературе XXI века: Эрик-Эмманюэль Шмитт и Гвен Купер // Теория и история экфрасиса: Итоги и перспективы изучения : материалы конференции. Седльце, 2018. С. 451–462.
  9. Bell A. Crime Scene Photography in England, 1895–1960 // Journal of British Studies. 2018. Vol. 57, iss. 1. Р. 53–78. https://doi.org/10.1017/jbr.2017.182
  10. Жаринов Е. В. Мир приключений (англоязычный детектив). М. : Знание, 1991. 64 с.
  11. Полуэктова Т. А. Жанровые особенности фотоэкфрастического рассказа Дж. Финнея «Лицо на фотографии» // Мировая литература в контексте культуры. 2022. № 14 (20). С. 128–134. https://doi.org/10.17072/2304-909X-2022-14-128-134
  12. Руйе А. Фотография. Между документом и современным искусством. СПб. : Клаудберри, 2014. 712 с.
  13. MacLaine B. Sleuths in the Darkroom: PhotographerDetectives and Postmodern Narrative // The Journal of Popular Culture. 2004. Vol. 33, iss. 3. P. 79–94. https://doi.org/10.1111/j.0022-3840.1999.3303_79.x
  14. Castro A. Approaching photographic ekphrasis // International and interdisciplinary conference: «Ekphrasis: from paragone to encounter» Department of English, The University of Hull, England, 3–5 July, 2013. URL: https://www.academia.edu/91790276/Approaching_photographic_ekphrasis (дата обращения: 02.01.2024).
  15. Prichard M. My Grandmother, Agatha Christie. The Bloomsbury Handbook t o Agatha Christie / ed. by M. A. Evans, J. C. Berntal. London : Bloomsbury Academic, 2023. Р. 37–43. https://doi.org/10.5040/9781350212503.ch-1
  16. Кристи А. Автобиография / пер. с англ. В. Чемберджи, И. Дорониной. М. : Эксмо, 2009. 640 с.
  17. Кириленко Н. Н. Классический детектив как жанр криминальной литературы: инвариант и генезис. М. ; Екатеринбург : Кабинетный ученый, 2020. 245 с.
  18. Кристи А. Миссис Макгинти с жизнью рассталась / пер. с англ. М. А. Загота. М. : Эксмо, 2018. 288 с.
  19. Бёрджер Дж. Фотография и ее предназначение : эссе. М. : Ад Маргинем Пресс, 2014. 240 с.
  20. Панакова Я. Визуальные методы: на пути к постижению миграционного опыта / // Журнал социологии и социальной антропологии. 2007. Т. 10, № 4. С. 161–177. EDN: LGKUJN
  21. Клугер Д. Баскервильская мистерия: История классического детектива. М. : Текст, 2005. 189 с.
  22. Халтрин-Халтурина Е. В. От готики к детективу (Джейн Остен и британские иронические расследования) // Поэтика зарубежного классического детектива / отв. ред. : К. А. Чекалов, М. Р. Ненарокова. М. : Ин-т мировой литературы им. А. М. Горького РАН, 2019. С. 12–24. EDN: HJJDQW
  23. Закревская А. Настоящий американский детектив: равнение на телевидение // Иностранная литература. 2018. № 1. С. 272–282.
  24. Финдли Т. Ложь : роман / пер. с англ. Н. Федоровой. М. : Иностранка, 2007. 430 с.
  25. Nayder L. Victorian Detective Fiction // A Companion to the Victorian Novel / ed. by W. Baker, K. Womack. Westport : Greenwood, 2001. Р. 177–187.
  26. Owen K. B. «The Game’s Afoot»: Predecessors and Pursuits of a Postmodern Detective Novel // Theory and Practice of Classic Detective Fiction / ed. by J. Delamater, R. Prigozy, Hofstra University. Westport, Conn. : Greenwood Press, 1997. P. 73–84. (Contributions to the Study of Popular Culture, No. 62).
  27. Саруханян А. П. Детектив // Энциклопедический словарь английской литературы XX века / отв. ред. А. П. Саруханян ; Ин-т мировой литературы им. A. M. Горького РАН. М. : Наука, 2005. С. 142–148.
  28. Hunter С. Desire and Disruption: Narrative Structures in the Fiction of Timothy Findley. Diss. Dr. Sci. (Philos.). University of Victoria, 1991. 308 p.
  29. Merivale P., Sweeney S. E. The Games Afoot. On the Trail of the Metaphysical Detective Story // Detecting Texts: The Metaphysical Detective Story from Poe to Postmodernism / ed. by P. Merivale, S. E. Sweeney. Philadelphia : University of Pennsylvania Press, 1998. P. 1–24. https://doi.org/10.9783/9780812205459
  30. Амирян Т. Н. От классического детектива к постмодернистскому детективу: аспекты жанровой трансформации // Метаморфозы жанра в современной литературе : сб. науч. тр. / отв. ред. Е. В. Соколова ; сост.: Н. Т. Пахсарьян, А. А. Ревякина. М. : ИНИОН РАН, 2015. С. 146–162. (Теория и история литературоведения).
  31. D’haen T. Timothy Findley’s Headhunter, Empire, and Canadian Modernity // (Un)Writing Empire / ed. by T. D’haen. Amsterdam ; Atlanta : Rodopi, 1998. P. 309–321. (Cross/Cultures. Vol. 30). https://doi.org/10.1163/9789004433595_018 
  32. Зенкин С. П. Imago in fabula: интрадиегетический образ в литературе и кино. М. : Новое литературное обозрение, 2023. 620 с.
  33. Автухович Т. Е. Эволюцияфотоэкфрасиса как отражение смены литературных эпох // Человек говорящий, пишущий, читающий в литературе : сб. науч. ст. : в 2 ч. Ч. 1. Гродно : ГрГУ им. Я. Купалы, 2018. С. 78–87.
Поступила в редакцию: 
06.01.2024
Принята к публикации: 
08.05.2024
Опубликована онлайн: 
30.08.2024
Опубликована: 
30.08.2024