Izvestiya of Saratov University.

Philology. Journalism

ISSN 1817-7115 (Print)
ISSN 2541-898X (Online)


For citation:

Dronova T. I. Receptive «Aesthetics of History» of D.S. Merezhkovsky. Journal Izvestiya of Saratov University. Philology. Journalism, 2007, vol. 7, iss. 2, pp. 45-52. DOI: , EDN:

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Full text PDF(Ru):
(downloads: 0)
Language: 
Russian
Heading: 
Article type: 
Article
UDC: 
882.09+929 Мережковский
DOI: 
EDN: 

Receptive «Aesthetics of History» of D.S. Merezhkovsky

Autors: 
Dronova Tatiana Ivanovna, Saratov State University
Abstract: 

The article analyses the principles of literary-historical cognition in the literary heritage of D.S. Merezhkovsky which so far haven’t been studied enough. These principles include «aesthetic appeal to epistemology», textual approach to history, method of «analytical reading» of the «Books of History», etc. The article reflects on the genre characteristics of the historiophilosophic novel by D.S. Merezhkovskiy as a complex manifold literary whole, in which the past is presented on two levels, the everyday and meta-historical, the levels interacting within the whole as different forms of author’s perception of the text of history.

Key words: 
Reference: 
  1. В предисловии к Полному собранию сочинений Д.С.Мережковский писал: «Читатель, который пожелает оказать внимание предлагаемому собранию сочинений, заметит, что между этими книгами, несмотря на их разнородность, иногда разногласие, существует неразрывная связь. Это – звенья одной цепи, части одного целого. Не ряд книг, а одна издаваемая только для удобства в нескольких частях. Одна – об одном. Что такое христианство для современного человечества?» (Мережковский Д.С. Полное собрание сочинений: В 24 т. М., 1914. Т.1. С.V).
  2. Минц З.Г. О некоторых «неомифологических» текстах в творчестве русских символистов // Творчество А.А. Блока и русская культура ХХ века: Блоковский сборник. Вып.3 (Учен. зап. Тартуского гос. ун-та. Вып.459.) С.80-81.
  3. Минц З.Г. О некоторых «неомифологических» текстах… С.81. З.Г. Минц не включает произведения Д.С.Мережковского в круг рассматриваемых текстов, но предложенный ею подход к осмыслению искусства Серебряного века позволяет понять принципы познания реальности, определяющие его новаторство художника, литературного критика, публициста.
  4. Номинацию романов Д.С. Мережковского как романов философии истории, романов историософских первой среди отечественных исследователей предложила Л.А. Колобаева (см.: Колобаева Л.А. Мережковский-романист // Известия АН СССР. Сер. литературы и языка. 1991. Т.50, №5. С.452; Она же: Мережковский-романист // Д.С.Мережковский: мысль и слово. М., 1999. С.16).
  5. В книге «Л. Толстой и Достоевский» Мережковский упрекает автора «Войны и мира» и «Анны Карениной» в недостатке внимания к «умственной и нравственной атмосфере» изображаемой эпохи, считая, что современный художник должен быть более внимателен к «культурно-историческому воздуху, который образуется не только всем истинным, вечным, но и предрассудочным, условным, что свойственно каждому времени». Среди таких характерных черт эпохи Мережковский называет книги, которые читают герои. Невнимание Л. Толстого к этой стороне жизни своих персонажей воспринимается критиком как недостаток историчности, «ведь в действительности душа современного человека не только в отвлеченных мыслях, но и в самых жизненных чувствах своих состоит из бесчисленных влияний, наслоений, наваждений прошлых веков и культур» (Мережковский Д.С. Л.Толстой и Достоевский. Вечные спутники. М., 1995. С.82,83).
  6. Розанов В. Новая работа о Толстом и Достоевском // Новое время. 1900. № 8736 (24 июня).
  7. Мережковский Д.С. Тайна Трех. Египет–Вавилон. М., 2003. С.205.
  8. Там же. С.68.
  9. Мережковский Д.С. Тайна Трех. Египет–Вавилон. С.69.
  10. Там же. С.97.
  11. Там же.
  12. Мережковский Д.С. Л. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. М., 1995. С.353.
  13. Розанов В. Среди иноязычных (Д.С. Мережковский) // Д.С.Мережковский: pro et contra. СПб., 2001. С.102-103.
  14. Мережковский Д.С. Было и будет. Дневник 1910-1914; Невоенный дневник. 1914-1916. М., 2001. С.115.
  15. Отметим, что по мере духовной эволюции Д.С. Мережковского (ее основные этапы: рубеж 1890-х – 1900-х гг., середина 1910-х гг. и начало 1920-х гг.) меняется характер его религиозно-утопического идеала и трансформируются представления о характере «грядущего синтеза».
  16. Исследователю принадлежит заслуга введения в современное литературоведение термина «эстетика истории», восходящего к понятию «историческая эстетика», созданного независимо друг от друга А.И. Герценом и Н.А. Бердяевым (см. об этом: Исупов К.Г. Романтик свободы (русская классика глазами персоналиста) // Бердяев Н.А. О русских классиках. М., 1993. С. 21). Под «эстетикой истории» К.Г. Исуповым понимается характерный для русской культуры «взгляд на историю как на эстетический артефакт», «восприятие прошедшего и исторической современности как художественного произведения» (Исупов К. Русская эстетика истории. СПб., 1992. С.3).
  17. Исупов К. Русская эстетика истории. С.23.
  18. Цит. по: Исупов К. Русская эстетика истории. С.18.
  19. Шпет Г. История как предмет логики // Историкофилософский ежегодник - 88. М., 1988. С.302-303. (Работа написана в 1917, впервые опубликована в 1922 г.)
  20. Шпет Г. История как предмет логики. С.309.
  21. Цит. по: Почепцов Г. История русской семиотики до и после 1917 года. М., 1998. С.189.
  22. Лотман Ю.М. Изъявление Господне или азартная игра? (Закономерное и случайное в историческом процессе) // Ю.М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М., 1994. С.353-354.
  23. Лотман Ю.М. Изъявление Господне или азартная игра? С.362-363. См. также: Лотман Ю.М. Клио на распутье // Лотман Ю.М. Избранные статьи. Таллин, 1992. Т.1; Он же: Культура и взрыв. М., 1992; Он же. Семиосфера. СПб., 2000.
  24. Лотман Ю.М. Исторические закономерности и структура текста // Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб., 2004. С.339.
  25. Лотман Ю.М. Исторические закономерности и структура текста. С.340.
  26. Там же. С.341.
Received: 
17.05.2007
Accepted: 
01.07.2007
Available online: 
15.10.2007
Published: 
15.10.2007