Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 0)
Язык публикации:
русский
Рубрика:
Тип статьи:
Научная статья
УДК:
882.09+929 Мережковский
EDN:
РЕЦЕПТИВНАЯ «ЭСТЕТИКА ИСТОРИИ» Д.С. МЕРЕЖКОВСКОГО
Авторы:
Дронова Татьяна Ивановна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация:
В статье предлагается рассмотрение недостаточно изученных в современном литературоведении принципов художественноисторического познания в творчестве Д.С. Мережковского, таких, как «эстетизация гносеологии», отношение к истории как к тексту, метод «комментированного чтения» «Книг истории», и др. Предложенный автором подход позволяет осмыслить жанровое своеобразие историософского романа Д.С. Мережковского как сложного, многосоставного художественного единства, в котором конкретно-исторический и метаисторический уровни повествования соотносятся в пространстве целого как разные формы воплощения авторской рецепции текста истории.
Ключевые слова:
Список источников:
- В предисловии к Полному собранию сочинений Д.С.Мережковский писал: «Читатель, который пожелает оказать внимание предлагаемому собранию сочинений, заметит, что между этими книгами, несмотря на их разнородность, иногда разногласие, существует неразрывная связь. Это – звенья одной цепи, части одного целого. Не ряд книг, а одна издаваемая только для удобства в нескольких частях. Одна – об одном. Что такое христианство для современного человечества?» (Мережковский Д.С. Полное собрание сочинений: В 24 т. М., 1914. Т.1. С.V).
- Минц З.Г. О некоторых «неомифологических» текстах в творчестве русских символистов // Творчество А.А. Блока и русская культура ХХ века: Блоковский сборник. Вып.3 (Учен. зап. Тартуского гос. ун-та. Вып.459.) С.80-81.
- Минц З.Г. О некоторых «неомифологических» текстах… С.81. З.Г. Минц не включает произведения Д.С.Мережковского в круг рассматриваемых текстов, но предложенный ею подход к осмыслению искусства Серебряного века позволяет понять принципы познания реальности, определяющие его новаторство художника, литературного критика, публициста.
- Номинацию романов Д.С. Мережковского как романов философии истории, романов историософских первой среди отечественных исследователей предложила Л.А. Колобаева (см.: Колобаева Л.А. Мережковский-романист // Известия АН СССР. Сер. литературы и языка. 1991. Т.50, №5. С.452; Она же: Мережковский-романист // Д.С.Мережковский: мысль и слово. М., 1999. С.16).
- В книге «Л. Толстой и Достоевский» Мережковский упрекает автора «Войны и мира» и «Анны Карениной» в недостатке внимания к «умственной и нравственной атмосфере» изображаемой эпохи, считая, что современный художник должен быть более внимателен к «культурно-историческому воздуху, который образуется не только всем истинным, вечным, но и предрассудочным, условным, что свойственно каждому времени». Среди таких характерных черт эпохи Мережковский называет книги, которые читают герои. Невнимание Л. Толстого к этой стороне жизни своих персонажей воспринимается критиком как недостаток историчности, «ведь в действительности душа современного человека не только в отвлеченных мыслях, но и в самых жизненных чувствах своих состоит из бесчисленных влияний, наслоений, наваждений прошлых веков и культур» (Мережковский Д.С. Л.Толстой и Достоевский. Вечные спутники. М., 1995. С.82,83).
- Розанов В. Новая работа о Толстом и Достоевском // Новое время. 1900. № 8736 (24 июня).
- Мережковский Д.С. Тайна Трех. Египет–Вавилон. М., 2003. С.205.
- Там же. С.68.
- Мережковский Д.С. Тайна Трех. Египет–Вавилон. С.69.
- Там же. С.97.
- Там же.
- Мережковский Д.С. Л. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. М., 1995. С.353.
- Розанов В. Среди иноязычных (Д.С. Мережковский) // Д.С.Мережковский: pro et contra. СПб., 2001. С.102-103.
- Мережковский Д.С. Было и будет. Дневник 1910-1914; Невоенный дневник. 1914-1916. М., 2001. С.115.
- Отметим, что по мере духовной эволюции Д.С. Мережковского (ее основные этапы: рубеж 1890-х – 1900-х гг., середина 1910-х гг. и начало 1920-х гг.) меняется характер его религиозно-утопического идеала и трансформируются представления о характере «грядущего синтеза».
- Исследователю принадлежит заслуга введения в современное литературоведение термина «эстетика истории», восходящего к понятию «историческая эстетика», созданного независимо друг от друга А.И. Герценом и Н.А. Бердяевым (см. об этом: Исупов К.Г. Романтик свободы (русская классика глазами персоналиста) // Бердяев Н.А. О русских классиках. М., 1993. С. 21). Под «эстетикой истории» К.Г. Исуповым понимается характерный для русской культуры «взгляд на историю как на эстетический артефакт», «восприятие прошедшего и исторической современности как художественного произведения» (Исупов К. Русская эстетика истории. СПб., 1992. С.3).
- Исупов К. Русская эстетика истории. С.23.
- Цит. по: Исупов К. Русская эстетика истории. С.18.
- Шпет Г. История как предмет логики // Историкофилософский ежегодник - 88. М., 1988. С.302-303. (Работа написана в 1917, впервые опубликована в 1922 г.)
- Шпет Г. История как предмет логики. С.309.
- Цит. по: Почепцов Г. История русской семиотики до и после 1917 года. М., 1998. С.189.
- Лотман Ю.М. Изъявление Господне или азартная игра? (Закономерное и случайное в историческом процессе) // Ю.М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М., 1994. С.353-354.
- Лотман Ю.М. Изъявление Господне или азартная игра? С.362-363. См. также: Лотман Ю.М. Клио на распутье // Лотман Ю.М. Избранные статьи. Таллин, 1992. Т.1; Он же: Культура и взрыв. М., 1992; Он же. Семиосфера. СПб., 2000.
- Лотман Ю.М. Исторические закономерности и структура текста // Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб., 2004. С.339.
- Лотман Ю.М. Исторические закономерности и структура текста. С.340.
- Там же. С.341.
Поступила в редакцию:
17.05.2007
Принята к публикации:
01.07.2007
Опубликована онлайн:
15.10.2007
Опубликована:
15.10.2007