For citation:
Kurilo Y. I. Idea and Fiction Related Function of Smell in the Poetics of Short Stories by Z. Gippius («Apple Trees in Blossom», «Miss May» and other). Izvestiya of Saratov University. Philology. Journalism, 2010, vol. 10, iss. 4, pp. 70-73. DOI: 10.18500/1817-7115-2010-10-4-70-73, EDN:
Idea and Fiction Related Function of Smell in the Poetics of Short Stories by Z. Gippius («Apple Trees in Blossom», «Miss May» and other)
In the article the poetic features of Z. Gippius’s prose are investigated. The special attention is given to the function of smell in the writer’s short stories of the 1890s, as means of the plot development, of revealing characters’ inner world, their complexity, the discrepancy of their nature, the history of their relations, their philosophy of life and love.
Одорология. URL: http: // ru.wikipedia.org / wiki/ (дата обращения: 30.08.10).
Ароматы и запахи в культуре: в 2 т. / сост. О.Б. Вайнштейн. М., 2010. Т. 1. 616 с.; Т. 2. 672 с.
Седых Т. Откройте тайны Клеопатры // Держава. 2000. 16 марта. № 10 (11)10. С. 36.
Костяев А. Ароматы и запахи в истории культуры. Знаки и символы. М., 2007.
Сотникова Е. Функциональная значимость номинаций парфюмерных ароматов в романе Ф. Сологуба «Мелкий бес» // Междисциплинарные связи при изучении литературы: сб. науч. тр. / под ред. А.А. Демченко. Вып. 2. Саратов, 2006. С. 357.
Муравьёва Н. Проза М.А. Шолохова: онтология, эпическая стратегия характеров, поэтика / научн. ред. Л.В. Полякова. Борисоглебск, 2007. С. 117.
Отметим некоторые примеры. Так, Н.В. Гоголь в «Шинели» описывает незабываемые «ароматы» на лестнице, «умащенной помоями и проникнутой насквозь тем спиритуозным запахом, который ест глаза» в доме, где снимает квартиру портной Петрович (Гоголь Н.В. Собр. соч.: в 8 т. М., 1984. Т. 3. С. 128). У Л.Н. Толстого в «Войне и мире» поцелуй Николая и Сони сопровождается необычным запахом: «Он <…> поцеловал в губы, над которыми были усы и от которых пахло жженой пробкой» (Толстой Л. Война и мир // Толстой Л. Собр. соч.: в 12 т. М., 1965. Т. 4. С. 233). Лирически окрашенную картину жизни с помощью запаха создает И.А. Бунин в рассказе «Антоновские яблоки»: в хорошо налаженном деревенском быте доминируют естественные запахи, автора пленит «тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновских яблок…». У Бунина-поэта пахнет даже «зной и сухость солнечного лета» (Бунин И. Антоновские яблоки // Бунин И. Собр. соч.: в 9 т. М., 1966. Т. 2. С. 147).
Сологуб Ф. Отравленный сад / Сологуб Ф. Собр. соч.: в 6 т. М., 2001. Т. 3. С. 550–551. Характерно, что ароматы экзотических растений были популярны в начале века, ими пользовалась, по воспоминаниям А. Белого, и З. Гиппиус: «Я же нагнулся <…> и взял пахнущую туберозою ручку…» (Белый А. Начало века. М., 1990. С. 194).
Дмитриевская Л. Пейзаж и портрет: проблема определения литературного анализа. М., 2005. И.А. Кондрашина, исследуя семантику образа «цветка» в лирике З. Гиппиус 1889–1909 гг., связанного с категорией времени, к запаху не обращается (Кондрашина И.А. Образы пространства и времени в поэзии З.Н. Гиппиус: дис. … канд. филол. наук. Волгоград, 2008. С. 55). «Благоуханным цветам» лирический герой предпочитает «снежные хлопья», по мнению Е.М. Криволаповой. Ученый специально не исследует запах в рассказе «Живые и мертвые» (Криволапова Е.М. Литературное творчество З.Г. Гиппиус конца ХIХ – начала ХХ (1893–1904): религиозно-философские аспекты: дис. … канд. филол. наук. СПб., 2003. С. 152–153).
См., например, рассказ А. Блока «Исповедь», симфонию А. Белого «Кубок мыслей», где лицо героини напоминает яблоневые цветы (Белый А. Старый Арбат: Повести. М., 1989).
Гиппиус З. Яблони цветут // Гиппиус З. Собр. соч.: в 10 т. М., 2001. Т. 1. С. 265. (Далее ссылки на это издание в тексте с указанием тома и страницы.)
В переписке с А.Л. Волынским Гиппиус говорит о той любви, к которой она стремится: «Я хочу невозможного, подснежников в июле, когда солнце сожгло траву» (Письма З.Н. Гиппиус к А.Л. Волынскому // Минувшее. Исторический альманах. М.; СПб., 1993. Вып. 127. С. 285).
Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 2000. С. 192.
Там же. С. 193