Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия: Филология. Журналистика

ISSN 1817-7115 (Print)
ISSN 2541-898X (Online)


Для цитирования:

Курило Ю. И. Идейно-художественная функция запаха в поэтике рассказов З. Гиппиус («Яблони цветут», «Мисс Май» и другие) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2010. Т. 10, вып. 4. С. 70-73. DOI: , EDN:

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 0)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
821.161.–32.09+929 Гиппиус
DOI: 
EDN: 

Идейно-художественная функция запаха в поэтике рассказов З. Гиппиус («Яблони цветут», «Мисс Май» и другие)

Авторы: 
Курило Юлия Игоревна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация: 

В статье исследуются особенности поэтики прозы З. Гиппиус, а именно функция запаха в ее новеллах 1890-х гг., как средства развития сюжета, раскрытия мироощущения героев, сложности, противоречивости их характеров, истории их отношений, их философии жизни и любви.

Список источников: 
  1. Одорология. URL: http: // ru.wikipedia.org / wiki/ (дата обращения: 30.08.10).
  2. Ароматы и запахи в культуре: в 2 т. / сост. О.Б. Вайнштейн. М., 2010. Т. 1. 616 с.; Т. 2. 672 с.
  3. Седых Т. Откройте тайны Клеопатры // Держава. 2000. 16 марта. № 10 (11)10. С. 36.
  4. Костяев А. Ароматы и запахи в истории культуры. Знаки и символы. М., 2007.
  5. Сотникова Е. Функциональная значимость номинаций парфюмерных ароматов в романе Ф. Сологуба «Мелкий бес» // Междисциплинарные связи при изучении литературы: сб. науч. тр. / под ред. А.А. Демченко. Вып. 2. Саратов, 2006. С. 357.
  6. Муравьёва Н. Проза М.А. Шолохова: онтология, эпическая стратегия характеров, поэтика / научн. ред. Л.В. Полякова. Борисоглебск, 2007. С. 117.
  7. Отметим некоторые примеры. Так, Н.В. Гоголь в «Шинели» описывает незабываемые «ароматы» на лестнице, «умащенной помоями и проникнутой насквозь тем спиритуозным запахом, который ест глаза» в доме, где снимает квартиру портной Петрович (Гоголь Н.В. Собр. соч.: в 8 т. М., 1984. Т. 3. С. 128). У Л.Н. Толстого в «Войне и мире» поцелуй Николая и Сони сопровождается необычным запахом: «Он <…> поцеловал в губы, над которыми были усы и от которых пахло жженой пробкой» (Толстой Л. Война и мир // Толстой Л. Собр. соч.: в 12 т. М., 1965. Т. 4. С. 233). Лирически окрашенную картину жизни с помощью запаха создает И.А. Бунин в рассказе «Антоновские яблоки»: в хорошо налаженном деревенском быте доминируют естественные запахи, автора пленит «тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновских яблок…». У Бунина-поэта пахнет даже «зной и сухость солнечного лета» (Бунин И. Антоновские яблоки // Бунин И. Собр. соч.: в 9 т. М., 1966. Т. 2. С. 147).
  8. Сологуб Ф. Отравленный сад / Сологуб Ф. Собр. соч.: в 6 т. М., 2001. Т. 3. С. 550–551. Характерно, что ароматы экзотических растений были популярны в начале века, ими пользовалась, по воспоминаниям А. Белого, и З. Гиппиус: «Я же нагнулся <…> и взял пахнущую туберозою ручку…» (Белый А. Начало века. М., 1990. С. 194).
  9. Дмитриевская Л. Пейзаж и портрет: проблема определения литературного анализа. М., 2005. И.А. Кондрашина, исследуя семантику образа «цветка» в лирике З. Гиппиус 1889–1909 гг., связанного с категорией времени, к запаху не обращается (Кондрашина И.А. Образы пространства и времени в поэзии З.Н. Гиппиус: дис. … канд. филол. наук. Волгоград, 2008. С. 55). «Благоуханным цветам» лирический герой предпочитает «снежные хлопья», по мнению Е.М. Криволаповой. Ученый специально не исследует запах в рассказе «Живые и мертвые» (Криволапова Е.М. Литературное творчество З.Г. Гиппиус конца ХIХ – начала ХХ (1893–1904): религиозно-философские аспекты: дис. … канд. филол. наук. СПб., 2003. С. 152–153).
  10. См., например, рассказ А. Блока «Исповедь», симфонию А. Белого «Кубок мыслей», где лицо героини напоминает яблоневые цветы (Белый А. Старый Арбат: Повести. М., 1989).
  11. Гиппиус З. Яблони цветут // Гиппиус З. Собр. соч.: в 10 т. М., 2001. Т. 1. С. 265. (Далее ссылки на это издание в тексте с указанием тома и страницы.)
  12. В переписке с А.Л. Волынским Гиппиус говорит о той любви, к которой она стремится: «Я хочу невозможного, подснежников в июле, когда солнце сожгло траву» (Письма З.Н. Гиппиус к А.Л. Волынскому // Минувшее. Исторический альманах. М.; СПб., 1993. Вып. 127. С. 285).
  13. Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 2000. С. 192.
  14. Там же. С. 193
Поступила в редакцию: 
17.08.2010
Принята к публикации: 
30.08.2010
Опубликована онлайн: 
22.11.2010
Опубликована: 
22.11.2010