Известия Саратовского университета. Новая серия.
ISSN 1817-7115 (Print)
ISSN 2541-898X (Online)


Время

Миромоделирующие универсалии детства в повести М. А. Осоргина «Из маленького домика»

Целью настоящей статьи стало рассмотрение специфики художественного воплощения компонентов модели мира детства автора в повести «Из маленького домика» писателя русского зарубежья первой волны М. А. Осоргина. Автор-повествователь предстает центральной миромоделирующей категорией произведения. Он вспоминает, размышляет, описывает себя в детстве. Тема памяти, заявленная в повести, является ведущей для автобиографической прозы писателей русского зарубежья. Все в произведении подчинено авторской творческой силе, его внутренним переживаниям, ощущениям.

Три времени Лондона в романе П. Акройда «Дом Доктора Ди»

В статье выявляются основные черты образа Лондона в романе современного британского постмодерниста П. Акройда.

Миромоделирующие универсалии детства в повести М. А. Осоргина «Из маленького домика»

Целью настоящей статьи явилось рассмотрение специфики художественного воплощения компонентов художественной модели мира детства автора в повести «Из маленького домика» писателя Русского зарубежья первой волны Михаила Андреевича Осоргина. Еще одной важной проблемой исследования явилось раскрытие вопроса о первоосновах человеческой жизни. Автор-повествователь предстает центральной миромоделирующей категорией произведения. Он вспоминает, размышляет, описывает себя в детстве. Все в произведении подчинено авторской творческой силе, его внутренним переживаниям, ощущениям.

Время и вещь (на материале поэзии С. Сургановой)

В статье намечаются подходы к исследованию поэтического и песенного творчества С. Сургановой, анализируются авторские представления о времени и пространстве.

Время в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго»

В статье рассматривается временная организация романа «Доктор Живаго» в контексте пастернаковской концепции художественной реальности. Время в романе представлено как ряд пересекающихся взаимоопределяющих пластов: авторское время, время лирического переживания, время персонажей, читательское время, прорывы к вечности создают сложное единство повествовательной структуры.

Странности времени и пространства: на материале повести Н. В. Гоголя «Невский проспект»

В статье исследуются превращения, происходящие в повести Н. В. Гоголя «Невский проспект» с категориями времени и пространства, делается попытка объяснить концентрацию этих метаморфоз на стилистическом уровне произведения и подтвердить психическую природу странного как определенного миропредставления, укорененного в сознании субъекта.

Дантовские мотивы в рассказе А. П. Чехова «Студент»

Предмет исследования в статье – мотивы первой песни «Ада» в рассказе А. П. Чехова «Студент». Возможные аллюзии на первую песнь содержатся в выборе Чеховым времени и места переживания его героем духовной драмы, в семантике и функции локусов и опорных мотивов, маркирующих путь героя. Автор полагает, что идеалы Данте могли быть и одним из источников чеховской идеи единства жизни мира.

Специфика хронотопа романа С. Лукьяненко «Черновик»

Рассматривается хронотоп романа С. Лукьянко «Черновик», специфика которого обусловлена сочетанием двух жанров – городского фэнтези и конспирологического романа. Несмотря на то, что указанные жанры содержат общие мотивы и образы, в произведении С. Лукьяненко городское фэнтези превалирует, так как в нем сам герой во многом формирует хронотоп: замедляет время, создает силой мысли новые локации (комнаты, здания и т. п.).

Борьба с амнезией: набоковские «знаки и символы» в романе Е. Водолазкина «Авиатор»

В статье рассматриваются интертекстуальные связи романа Водолазкина «Авиатор» с прозой В. Набокова. Особое внимание уделяется функции набоковского интертекста в раскрытии идейно-философской проблематики: в осмыслении феномена времени, креативной способности памяти. Рассматривается описанная в романе роль слова и литературы в борьбе с амнезией.

Временной код в лирике Елены Шварц

В статье анализируются единицы временного кода, демонстрируются способы их репрезентации в лирике Е. Шварц. Рассматриваются особенности функционирования кода в художественном мире автора. Устанавливается взаимозависимость между выбором конкретных вариантов временного кода и художественной задачей поэта.

Страницы