Известия Саратовского университета. Новая серия.
ISSN 1817-7115 (Print)
ISSN 2541-898X (Online)


психологизм

Насекомые в любовной лирике А. А. Ахматовой

В статье осуществлен анализ образа осы в раннем стихотворении А. А. Ахматовой. Показано, как образ насекомого входит в развернутую метафору и становится важным средством раскрытия внутреннего состояния лирической героини.

Образ Волги в ранних произведениях Скитальца (С. Г. Петрова)

В статье рассмотрено создание образа Волги в ранних произведениях Скитальца (С. Г. Петров, 1869–1941). Художественный мир писателя наполнен природными образами, которые обрисованы в основном в романтическом ключе. Пейзажи Скитальца преимущественно яркие и красочные, но есть и точные реалистические зарисовки. Также Волга может играть роль психологического «аккомпанемента», а может становиться и идеальным воплощением должного состояния мира.

Журналистика и журналисты в рассказах А. П. Чехова

В прозе Чехова представлены персонажи-журналисты, репортеры, газетчики, читатели газет и сами газетные публикации. Исследуется типаж чеховского репортера, стереотипность поведения и характера которого становятся своеобразным амплуа. С переходом от комических рассказов к «скучным историям» героев, с усилением подтекста репортеры с их однолинейностью изображения исчезают из произведений Чехова.

Техника «потока сознания»: бергсонианское истолкование психологии в прозе В. Набокова

В статье предлагается теоретическое истолкование афоризма Набокова о внутренних монологах Джойса. Набоков считал, что мышление обладает экстравербальным характером и не может быть до конца воплощено в слове. Он полагал, что Джеймс Джойс ошибался, когда облекал поток внутренней жизни в ригидную словесную форму. Для Набокова мышление, как непрерывная континуальность психологических состояний, должна быть противопоставлена технике «потока сознания» и подвигаться в сторону лирического синтетизма.

Мир животных в «Трагическом зверинце» Л. Д. Зиновьевой-Аннибал

Статья посвящена раскрытию образов животных в цикле рассказов писательницы Серебряного века Л. Д. Зиновьевой-Аннибал (1866–1907) «Трагический зверинец» (1907) и их роли в формировании характера главной героини цикла. Эти образы выполняют несколько функций: оформляют экологический дискурс повествования, организуют нравственно-философскую проблематику, способствуют религиозному самоопределению героини.