Для цитирования:
Бережнов Д. А. Техника «потока сознания»: бергсонианское истолкование психологии в прозе В. Набокова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2022. Т. 22, вып. 1. С. 99-104. DOI: 10.18500/1817-7115-2022-22-1-99-104, EDN: YINLSL
Техника «потока сознания»: бергсонианское истолкование психологии в прозе В. Набокова
В статье предлагается теоретическое истолкование афоризма Набокова о внутренних монологах Джойса. Набоков считал, что мышление обладает экстравербальным характером и не может быть до конца воплощено в слове. Он полагал, что Джеймс Джойс ошибался, когда облекал поток внутренней жизни в ригидную словесную форму. Для Набокова мышление, как непрерывная континуальность психологических состояний, должна быть противопоставлена технике «потока сознания» и подвигаться в сторону лирического синтетизма. Чтобы воплотить повествовательный принцип, писатель выдвигает метод синтетической работы со словом, которая растворяет словесный материал в сквозном движении смысла. Унифицированное значение слова подвергается деформации и принимает гибкую флюидную форму, вливается без остатка в другие слова, образуя подвижную палитру значений. В основных положениях Набоков был структурно созвучен интуитивной философии А. Бергсона, который понимал «поток сознания» как неделимую мелодию, но не продуманный монтаж психических состояний (в прозе Джойса). Теоретики «потока сознания» (Л. С. Выготский, А. Бергсон) предполагали, что «поток» не может быть разделен на моменты, предметы и формы, он есть синкретическое становление, недоступное обратному членению на слова. Если перевести суждение на литературу, то она не может быть подвергнута пересказу. В качестве вывода автор приходит к заключению: поздняя проза Набокова синтетична в самом основании, реализует принцип длительности на самом глубинном уровне речи, из чего следует, что русскоязычный писатель воплотил принципы бергсонизма полностью, когда в «Даре», через текучую речь, изображал сознание ускользающим и неопределимым. Так, факты душевной жизни Годунова-Чердынцева невозможно уловить интеллектуальными средствами, но только созерцать непосредственно интуитивным путем.
- Гинзбург Л. Я. О психологической прозе. М. : INTRADA, 1999. 416 с.
- Кораблева С. Текст «потока сознания» в художественной культуре модернизма (на материале романа Дж. Джойса «Улисс»). URL: http://www.james-joyce.ru/articles/tekst-potoka-soznaniya-v-hudozhestven... (дата обращения: 09.10.2021).
- Набоков о Набокове и прочем : Интервью, рецензии, эссе / сост., предисл., коммент., подбор иллюстраций Н. Г. Мельникова. М. : Изд-во «Независимая Газета», 2002. 704 c. (Эссеистика).
- Бергсон А. Собр. соч. : в 4 т. Т. 1. Опыт о непосредственных данных сознания. Материя и память. М. : Московский клуб, 1992. 325 с.
- Набоков В. В. Русский период. Собрание сочинений в 5 томах. СПб. : Симпозиум, 2004–2009. Т. 3. 848 с. ; Т. 4. 784 с.
- Выготский Л. С. Мышление и речь. Изд. 5-е, испр. М. : Лабиринт, 1999. 352 с.
- Мандельштам О. Э. Соч. : в 2 т. Т. 2. Проза. М. : Художественная литература, 1990. 464 с.
- Бергсон А. Введение в метафизику // Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память / пер. с фр. В. Флеровой, И. Гольденберг. Минск : Харвест, 1999. С. 1172–1222.
- Белый А. Собр. соч. Символизм : книга статей. М. : Культурная революция, 2010. 527 с.
- Бергсон А. Творческая эволюция. М. : ТЕРРА-Книжный клуб, 2001. 384 с. (Канон философии).