Известия Саратовского университета. Новая серия.
ISSN 1817-7115 (Print)
ISSN 2541-898X (Online)


Н. В. Гоголь

Петербургский текст К. Вагинова

В статье исследуется проблема Петербургского текста русской литературы в творчестве константина вагинова, его соотношение с классическим Петербургским текстом А. Пушкина, Ф. Достоевского, Н. Гоголя.

Странности времени и пространства: на материале повести Н. В. Гоголя «Невский проспект»

В статье исследуются превращения, происходящие в повести Н. В. Гоголя «Невский проспект» с категориями времени и пространства, делается попытка объяснить концентрацию этих метаморфоз на стилистическом уровне произведения и подтвердить психическую природу странного как определенного миропредставления, укорененного в сознании субъекта.

Мотивы молвы в «Миргороде» Гоголя: между привычным и чрезвычайным

Исследуются художественные функции мотивов молвы и славы в сюжете «Старосветских помещиков», «Вия» и «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Н. В. Гоголя. Рассматриваются их роль в сюжете и хронотопе произведений, значение в пространстве смысла повестей, связь с мотивами чрезвычайного происшествия и раскрытой тайны.

«Развязка “Ревизора”» Н. В. Гоголя как способ полемики с «Театральным разъездом»

В статье рассматриваются тексты, сопровождающие комедию «Ревизор». Исследователь прослеживает изменения авторской оценки собственных текстов, авторские сомнения и саморефлексию.

Аделаида Ивановна Кругель

Статья посвящена немецким мотивам в «Игроках» Н. В. Гоголя и их связи со способами изображения мошеннической среды. Особое внимание уделяется одному из персонажей – шулеру Кругелю и карточной колоде по имени Аделаида Ивановна. Делаются выводы относительно «второго плана» размышлений автора о человеческой природе, скрытых в комических диалогах «Игроков».

Авторское лукавство в «Развязке “Ревизора”»

В статье рассматривается одна из пьес-сателлитов гоголевской комедии «Ревизор», немаловажную роль в которой играет феномен авторского лукавства. Последовательно раскрываются все этапы и приемы авторской игры, направленные на то, чтобы предложить читателю новую трактовку известной комедии.

Первые знакомства Н. В. Гоголя с творчеством И. А. Крылова

В статье рассмотрены факты биографии Н. В. Гоголя, проливающие свет на раннее знакомство писателя с творчеством И. А. Крылова. Для изучения вопроса впервые привлекаются материалы из библиотеки Д. П. Трощинского. Также проанализирован эпиграф из басни Крылова «Орел и Пчела» к рукописному журналу Гоголя «Метеор литературы». Даны предположения о возможном влиянии творчества Крылова на раннего Гоголя.

Н. В. Гоголь и И. А. Крылов в 1830–1835 годы

В статье исследуется история знакомства Гоголя и Крылова в Петербурге. На основе широкого круга литературоведческих источников дается попытка определить характер их отношений в 1830–1835 гг.

Мотивы прозы Н. В. Гоголя в российских пьесах рубежа ХХ–ХХI вв. («Панночка» Н. Садур / «Вий» В. Сигарева)

Обращение драматургов и театра к прозе Гоголя открывает новые формы понимания классического текста, позволяет найти в нем и глубоко личное авторское, и актуальное для социума иного времени содержание. В пьесах Н. Садур «Панночка» и В. Сигарева «Вий» трансформация гоголевских мотивов раскрывает глубинные смыслы повести. Это сквозные для поэтики Гоголя переживания смутной женобоязни, эсхатологических предчувствий, страха забвения.

«Коза» М. М. Зощенко и «Шинель» Н. В. Гоголя: к интертекстуальной связи

«Коза» М. М. Зощенко и «Шинель» Н. В. Гоголя имеют сильную интертекстуальную связь. Цитируемый образ «маленького человека», сюжетные и мотивные реминисценции, аналогичное своеобразие повествования писателей обнаруживают литературную преемственность. В настоящей статье мы проанализируем интертекстуальность прозы писателей на примере «Шинели» и «Козы». Выявим, как М. М. Зощенко трансформирует гоголевские сюжеты и мотивы, какие смыслообразующие функции выполняют интертексты. Основные результаты сводятся к следующим.