Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия: Филология. Журналистика

ISSN 1817-7115 (Print)
ISSN 2541-898X (Online)


Для цитирования:

Мохаммед В. А. Мотивы прозы Н. В. Гоголя в российских пьесах рубежа ХХ–ХХI вв. («Панночка» Н. Садур / «Вий» В. Сигарева) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2022. Т. 22, вып. 1. С. 114-119. DOI: 10.18500/1817-7115-2022-22-1-114-119, EDN: YINLTD

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 0)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
821.161.1.09
EDN: 
YINLTD

Мотивы прозы Н. В. Гоголя в российских пьесах рубежа ХХ–ХХI вв. («Панночка» Н. Садур / «Вий» В. Сигарева)

Авторы: 
Мохаммед Виждан Аднан, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация: 

Обращение драматургов и театра к прозе Гоголя открывает новые формы понимания классического текста, позволяет найти в нем и глубоко личное авторское, и актуальное для социума иного времени содержание. В пьесах Н. Садур «Панночка» и В. Сигарева «Вий» трансформация гоголевских мотивов раскрывает глубинные смыслы повести. Это сквозные для поэтики Гоголя переживания смутной женобоязни, эсхатологических предчувствий, страха забвения. Столкновение мужского и женского в версии Нины Садур связано со слабостью главного героя, наделенного мистическим мироощущением в духе самого Гоголя. Десакрализация речевых реакций героя в решительный момент – молитвы, его мечты о помощи свыше без опоры на свои силы – передают неустойчивость характера Хомы. В пьесе Сигарева Панночка становится героиней-мстительницей в духе кинообразов трэш-триллеров. Она мечтает о справедливом возмездии Хоме за надругательство над нею. Театрализованную формулу гоголевского финального окаменения/онемения перед неотвратимым наказанием, объединяющую поэтику финалов «Ревизора» и «Вия», Сигарев выводит в своем театральном прочтении на первый план. Трансформируя ряд ключевых мотивов повести – чудесного пространства, философского познания, духовного и физического видения, – драматурги рубежа ХХ–ХХI вв. демонстрируют глубину моральной слабости современного протагониста. 

Список источников: 
  1. Сигарев В. Вий // Урал : [электронная версия журнала]. 2015. № 11. URL: http://uraljournal.ru/work-2015-11-1504 (дата обращения: 15.09.2021).
  2. Скороход Н. С. Как инсценировать прозу : Проза на русской сцене : история, теория, практика. СПб. : Петербургский театральный журнал, 2010. 344 с.
  3. Чепуров А. А. Гоголевские сюжеты Валерия ФокинаСПб. : Балтийские сезоны, 2010. 304 с.
  4.  Абрамовских Е. В. Механизмы креативной рецепции незаконченного произведения // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2005. № 6. С. 83–89.
  5. Журчева О. В. Игры с классиком : рецепция Шекспира в новейшей русской драме // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. № 1. С. 176–183.
  6. Зорин А. Н. Вариативность музыкально-драматических интерпретаций «Ревизора» Н. В. Гоголя в ХХI веке // Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2018. № 4. С. 82–95.
  7. Шлейникова Е. Е. «Башмачкин» О. Богаева как драматургический ремейк // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2007. Т. 8, № 27. С. 97–102.
  8. Трашинская О. В. Стратегия дописывания повести Н. В. Гоголя «Шинель» в пьесе О. Богаева «Башмачкин» // Вестник Самарского государственного университета. 2011. № 1/2 (82). С. 157–161.
  9. Тютелова Л. Г. «Комментатор» как организатор коммуникативного события в пьесе Аси Волошиной «Шинель» // Культура и текст. 2021. № 1 (44). С. 56–66. https://doi.org/10.37386/2305-4077-2021-1-56-66
  10. Ищук-Фадеева Н. И. Все/всё как знак целостности в повести Н. Гоголя «Вий» и пьесе Н. Садур «Пан-ночка» // Шестые Гоголевские чтения. Н. В. Гоголь и современная культура : материалы докладов и сообщений. М. : Книжный дом «Университет», 2007. С. 367–382.
  11. Семеницкая О. В. Из наблюдений над поэтикой пьесы «Панночка» Н. Садур // Вестник Самарского государственного университета. Гуманитарный выпуск. 2003. № 3 (29). С. 150–158.
  12. Садур Н. Панночка // Литмир : [электронная библиотека]. URL: https://www.litmir.me/br/?b=37852&p (дата обращения: 17.09.2021).
  13. Нечаев А. И ты, Брут! // Российская газета. 2015. 8 июня. С. 11.
  14.  Заславский Г. Дай мне пальчик – крови напиться... // Независимая газета. 2015. 27 авг. С. 7.
  15. Гоголь Н. В. Полн. cобр. соч. и писем : в 17 т. Т. 1. Вечера на хуторе близь Диканьки. Т. 2. Миргород. М. : Изд-во Московской Патриархии, 2009. 664 с.
  16. Гоголь Н. В. Миргород. СПб. : Наука, 2013. 570 с.
  17. Дьякова Е. Вия играет свита // Новая газета. 2015. 31 авг. С. 20.
  18. Егошина О. Горилка – вред, а покаянье – свет // Новые известия : [Электронный ресурс]. 2015. 1 сент. URL: https://newizv.ru/news/culture/01-09-2015/226418-gorilka-vred-a-pokajane... (дата обращения: 18.09.2021).
Поступила в редакцию: 
20.11.2021
Принята к публикации: 
01.12.2021
Опубликована онлайн: 
01.03.2022
Опубликована: 
01.03.2022