ирония

Факт, пафос, читатель в их взаимосвязи

В статье анализируется триада факт – пафос – читатель с точки зрения того, как эмоциональная окрашенность фактической основы текста воздействует на читателя. Рассматриваются два текста М. Горького, воссоздающие одно и то же событие – похороны А. П. Чехова. Один текст проникнут пафосом инвективы, другой – пафосом иронии. Описываются формально-содержательные элементы текста, влияющие на его восприятие читателем.

Жанровая и тематическая диверсификация поздних романов Жюля Верна

В статье рассмотрены посмертные романы Жюля Верна, лишь недавно опубликованные в оригинальных авторских версиях. При всем многообразии жанровых моделей, тем и интонаций они образуют определенное единство. Хорошо знакомые читателям «классических» сочинений Верна мотивы и персонажи сочетаются с оригинальными нарративными решениями.

Текстообразующая ирония в «Словах» Ж.-П. Сартра

В статье рассматривается текстообразующая ирония в «Словах» Ж.-П. Сартра как выразитель философских идей, психотерапевтический инструмент, позволяющий автору проработать негативный опыт, а также как средство метарефлексии над текстом.

«Приобретение перспектив» Л. Добычина и «Смена систем» Ю. Тынянова как элементы эстетики постмодернизма

В статье рассматривается особенность повествовательной стратегии Л. Добычина на примере романа «Город Эн» и отмечается значимость теоретико-методологических идей Ю. Тынянова для современных исследований эстетики постмодернизма.

Иронический эпос Фазиля Искандера: особенности идиостиля

В статье анализируются стилистические тенденции, характерные для идиостиля Ф. Искандера: эпическое повествование и ироническая модальность. рассмотрены внешние и внутренние свойства нарратива и разные степени и типы иронии.

Моделирование когнитивных контекстов вербальной иронии (на материале русского и английского языков)

В фокусе исследования, представленного в данной статье, находится моделирование процесса иронического смыслообразования. Моделирование осуществляется в виде иерархически организованных ментальных пространств, которые представляют собой когнитивные контексты, обеспечивающие понимание иронии.