Известия Саратовского университета. Новая серия.
ISSN 1817-7115 (Print)
ISSN 2541-898X (Online)


интертекст

О некоторых аспектах поэтики романа Ю. Домбровского "Рождение мыши"

Статья посвящена двум аспектам поэтики романа — особенностям мировидения и функциям и способам реализации интертекста в романе Ю. Домбровского «Рождение мыши». В основу работы положен метод сопоставления текста романа с претекстами, элементы концептуального и контекстуального анализов. В рассказе «Царевна-лебедь», который является составной частью романа, прослеживается явное влияние повести И. С. Тургенева «Первая любовь». Сходство отмечено на уровне сюжетной организации повествования, средств создания образов главных героев, отдельных мотивов.

Интертекстуальный и мифологический код поэмы «Камень солнца» О. Паса

Статья посвящена одному из вершинных произведений Октавио Паса – поэме «Камень солнца» (1957). Расшифровывая интертекстуальный и мифологический коды поэмы, автор выявляет лежащую в ее основе аналогическую структуру, в рамках которой элементы ацтекской культуры сопрягаются с общими для французских поэтов от Ж. де Нерваля до сюрреалистов образами и мотивами.

Интертекст как средство создания информационной напряженности диктемы

Статья посвящена исследованию интертекста как способа создания информационной напряженности в диктеме. Справедливо отмечается, что интертекст способен передавать значительно больше информации, чем непосредственно содержит его вербальный сегмент. Такая возможность основана на механизме извлечения востребованных ассоциаций из прецедентных текстов, представленных в диктеме в виде цитат и аллюзий.

«Коза» М. М. Зощенко и «Шинель» Н. В. Гоголя: к интертекстуальной связи

«Коза» М. М. Зощенко и «Шинель» Н. В. Гоголя имеют сильную интертекстуальную связь. Цитируемый образ «маленького человека», сюжетные и мотивные реминисценции, аналогичное своеобразие повествования писателей обнаруживают литературную преемственность. В настоящей статье мы проанализируем интертекстуальность прозы писателей на примере «Шинели» и «Козы». Выявим, как М. М. Зощенко трансформирует гоголевские сюжеты и мотивы, какие смыслообразующие функции выполняют интертексты. Основные результаты сводятся к следующим.