Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия: Филология. Журналистика

ISSN 1817-7115 (Print)
ISSN 2541-898X (Online)


Для цитирования:

Евдокимов В. А. Взаимодействия субъектов в медиасреде // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2025. Т. 25, вып. 2. С. 222-228. DOI: 10.18500/1817-7115-2025-25-2-222-228, EDN: TDZAFQ

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 0)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
070.1+316.77
EDN: 
TDZAFQ

Взаимодействия субъектов в медиасреде

Авторы: 
Евдокимов Владимир Анатольевич, Омская гуманитарная академия
Аннотация: 

Медиасреда рассмотрена как пространство, в котором при участии массмедиа формируется культура информационного общества, как сфера конкуренции, цель участников которой – завоевание предпочтений аудитории. Внимание сфокусировано на субъект-субъектных и субъект-объектных отношениях в медиасреде, в которой органы управления, бизнес-организации, массмедиа, информационные каналы, индивиды, следуя собственным интересам и учитывая общественные потребности, настроения и нравы, для достижения целей меняются ролями, могут исполнять одновременно различные роли в субъект-объектных и субъект-субъектных отношениях. Средства информации переходят от исполнения одной роли к реализации другой согласно редакционной кон тент-стратегии вследствие вовлечения во взаимодействие или исключения из него субъектов и объектов политики, экономики, культуры, социальных отношений. В отношениях с различными участниками взаимодействий, происходящих в медиасреде, массмедиа способны одновременно функционировать как субъекты, посредники при передаче ин формации, объекты, находящиеся в сфере влияния субъектов политики или экономики, заинтересованных в проведении информационных кампаний высокой интенсивности, ожидаемой и прогнозируемой интерпретации событий и процессов. Как объекты средства информации удовлетворяют интерес аудитории к сенсациям, скандалам, личной жизни известных людей. Субъекты медиасреды охарактеризованы по различным основаниям. С точки зрения сфер деятельности в медиасреде выделены субъекты политики, экономики, культуры, социальных отношений, с точки зрения правового регулирования деятельности в медиасреде – субъекты, действующие легально или использующие теневые формы распространения информации. С точки зрения темпоральных проявлений деятельности в медиасреде функционируют субъекты долговременных или кратковременных действий. Субъектам медиасреды даны качественные характеристики на основе рассмотрения степени их вовлеченности в коммуникационные процессы, а также интенсивности взаимодействий.

Список источников: 
  1. Кривоносов А. Д. Субъекты и объекты современных публичных коммуникаций // Активные процессы в социальной и массовой коммуникации / отв. ред. и сост. Н. В. Аниськина, Л. В. Ухова. Ярославль : Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2014. С. 107–116. EDN: USRXLP

  2. Мельник Г. С., Тепляшина А. Н. Актуальные проблемы современности и журналистика. СПб. : Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2009. 241 с.

  3. Маккуэйл Д. Журналистика и общество. М. : МедиаМир, 2014. 374 с.

  4. Picard R. Measures of Concentration in the Daily Newspaper Industry // Journal of Media Economics. 1988. Vol. 1, iss. 1. P. 61–74. https://doi.org/10.1080/08997768809358167

  5. Шкондин М. В. Медиасистема как фактор освоения мира социумом. М. : Изд-во Московского ун-та, 2021. 156 с. EDN: HFCIDN

  6. Назаренко А. Н. Понятие «медиа» в междисциплинарных исследованиях коммуникаций // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2018. № 3 (36). С. 68–73. https://doi.org/10.30725/2619-0303-2018-3-68-73, EDN: XWDWZN

  7. Дзялошинский И. М. Современное медиапространство России : учеб. пособие. М. : Аспект Пресс, 2015. 312 с.

  8. Савчук В. В. Медиафилософия. Приступ реальности. СПб. : Изд-во РХГА, 2013. 350 с.

  9. Шарков Ф. И. Конвергенция элементов политического медиапространства // Полис. Политические исследования. 2017. № 3. С. 135–143. https://doi.org/10.17976/jpps/2017.03.09, EDN: YPDLXD

  10. Маклюэн М. Понимание медиа. Внешние расширения человека / пер. с англ. В. Г. Николаева. 2-е изд. М. : Гиперборея ; Кучково поле, 2007. 464 с. EDN: QOGTQD

  11. Коломиец В. П. Медиасоциология: теория и практика. М. : НИПКЦ Восход-А, 2014. 328 с. EDN: WESMZN

  12. Кузьмин А. М. Категория «медиасреда» и ее содержание на современном этапе развития общества // Медиаскоп. 2011. Вып. 1. EDN: OHKGYN

  13. Тарабанов А. Медиасреда и динамика финансовых рынков. URL: https://www.contextclub.org.events/y2009/m5n18 (дата обращения: 02.10.2024).

  14. Кириллова Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. М. : Академический проект, 2005. 448 с.

  15. Распопова С. С. Субъекты информационной деятельности в медиаэтическом поле // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2019. № 4 (34). С. 185–189. https://doi.org/10.24411/2070-0695-201910422, EDN: IAABKB

  16. Вартанов С. А. Медиакоммуникационная индустрия: к теоретическому обоснованию категории // Вестник Московского университета. Сер. 10: Журналистика. 2023. Т. 48, № 6. С. 3–36. https://doi.org/10.30547/vestnik.journ.6.2023.336, EDN: EHEZPV

  17. Макеенко М. И., Вырковский А. В. Онлайн-производители развлекательного контента как участники социально-политических процессов // Меди@льманах. 2021. № 6. С. 24–31. https://doi.org/10.30547/mediaalmanah.6.2021.2431, EDN: LBIXQL

  18. Давыдов С. Г., Замков А. В., Крашенинникова М. А., Лукина М. М. Использование технологий искусственного интеллекта в российских медиа и журналистике // Вестник Московского университета. Сер. 10: Журналистика. 2023. Т. 48, № 5. С. 3–21. https://doi.org/10.30547/vestnik.journ.5.2023.321, EDN: ZZJRRX

  19. Хайдарова Г. Р. Медиасреда как пространство культурной практики: борьба за воображаемое // Общество. Среда. Развитие. 2018. № 1 (46). С. 45–51. EDN: UPFZJA

  20. Барабаш В. В., Котеленец Е. А. Информационные войны и медийное пространство: теоретические аспекты новейших изменений // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2016. № 3. С. 150–158. https://doi.org/10.21685/2072-3024-2016-3-14, EDN: XHUKOZ

  21. Сталдер Ф. Экология информации: системный подход к медиасреде. URL: https://media-ecology.blogspot.com/2011/04/blogpost.html (дата обращения: 02.10.2024).

  22. Колков А. И. К вопросу становления информационно-экологической системы // Информационные ресурсы России. 2000. № 4. С. 23–27.

  23. Вартанова Е. Л. Полисубъектность медиасреды и ее потенциальное влияние на социальный конфликт // Меди@льманах. 2022. № 3 (110). С. 8–14. https://doi.org/10.30547/mediaalmanah.3.2022.814, EDN: DDGNFL

  24. Чубейко С. В., Довиденко П. Ю. Теневой интернет как элемент развития информационных технологий и преступности // Философия права. 2021. № 3 (98). С. 122–126. EDN: YFYAZE

  25. Дворянкин О. А. Даркнет – темная сторона Интернета или неужели все так плохо? // Национальная ассоциация ученых. 2021. № 71. С. 14–20. https://doi.org/10.31618/nas.2413-5291.2021.1.71.470, EDN: HTTTQS

  26. Прозоров В. В. Семантический диапазон понятия «читатель» в современной русской культуре // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер. Филология. Журналистика. 2024. Т. 24, вып. 3. С. 302–308. https://doi.org/10.18500/1817-71152024-24-3-302-308, EDN: OGJNHX

  27. Щепилова Г. Г. Потребность аудитории в интернете и традиционных средствах массовой информации // Вестник Московского университета. Сер. 10: Журналистика. 2014. № 5. С. 46–54. EDN: TCECPR

Поступила в редакцию: 
02.10.2024
Принята к публикации: 
10.02.2025
Опубликована онлайн: 
30.05.2025
Опубликована: 
30.06.2025