Для цитирования:
Петрова Е. А. «Театр революции» Р. Роллана. К проблеме синтеза искусств // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2011. Т. 11, вып. 3. С. 93-97. DOI: 10.18500/1817-7115-2011-11-3-93-97, EDN: OIPTAX
«Театр революции» Р. Роллана. К проблеме синтеза искусств
Статья посвящена «Театру революции» Роллана – циклу драм о Французской революции 1789 г., рассмотренному в аспекте проблемы синтеза искусств (в данном случае словесного и музыкального). В результате проведенного в статье анализа поэтики «Театра революции», сопоставленной с симфонизмом Бетховена (на которого ориентировался писатель), доказывается естественность и обоснованность включения Ролланом в его драматургический цикл музыкального симфонического начала. Специальный раздел в статье посвящен анализу пьесы «Четырнадцатое июля», сопоставляемой самим Ролланом с «Одой к радости» – заключительной частью Девятой симфонии Бетховена.
- См.: Роллан Р. Воспоминания. М., 1966. С.407.
- См.:Cahiers Romain Rolland. Ces jours lointains. S.A.Seche et Romain Rolland. Cahier 13. Paris, 1962. P. 61.
- См.: Роллан Р. Воспоминания. C.314.
- Там же.
- Цвейг С. Ромен Роллан. Жизнь и творчество // Цвейг С. Собр. соч. : в 7 т. М., 1963. Т. 7. C. 56.
- Луначарский А. Музыка и революция // Луначарский А. В мире музыки. Статьи и речи. М., 1971. C. 124.
- Луначарский А. Почему нам дорог Бетховен // Там же. C. 289–290.
- Луначарский А. Музыка и революция. C. 122.
- Роллан Р. Воспоминания. C. 505.
- Cahiers Romain Rolland. Correspondance entre Louis Gillet et Romain Rolland. Cahier 2. Paris, 1949. P. 192.
- Роллан Р. Предисловие к драме «Игра любви и смерти» // Роллан Р. Собр. соч. : в 20 т. Л., 1930. Т. XIII. С.10.
- Роллан Р. Воспоминания. С. 167.
- Цвейг С. Ромен Роллан. Жизнь и творчество. Т. 7. С. 49.
- Там же.
- Музыкальная энциклопедия : в 6 т. М., 1973. Т. 5. С. 11.
- Там же. С. 22–23.
- Cahiers Romain Rolland. Choix de Lettres à Malwida von Meysenbug. Cahier 1. Paris, 1948. P. 249.
- Роллан Р. От «Героической» до «Аппассионаты» // Роллан Р. Собр. соч. : в 9 т. M., 1927. Т. 5. С. 66–67.
- Там же. С. 201–202.
- Соллертинский И. Исторические типы музыкальной драматургии. М., 1963. С. 9.
- Альшванг А.Девятая симфония Бетховена. М., 1955. С. 2.
- Цвейг С. Ромен Роллан. Жизнь и творчество. Т. 7. С. 69.
- Роллан Р. Девятая симфония // Роллан Р. Собр. соч. : в 14 т. М., 1958. Т. 12. С. 118–119. Далее цитируется это издание.
- «Народ, воодушевлённо идущий к свету сознания», – так определил идею «Четырнадцатого июля» первый постановщик пьесы Ф. Жемье (Жемье Ф. Театр. М., 1958. С. 201).
- Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. М., 1971. С. 168.
- Роллан Р. Примечание к последней сцене «Четырнадцатого июля» // Роллан Р. Собр. соч. : в 14 т.. М., 1958. Т. 1. С. 113.