Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия: Филология. Журналистика

ISSN 1817-7115 (Print)
ISSN 2541-898X (Online)


Для цитирования:

Милехина Т. А., Байкулова А. Н. Речевые предпочтения современных детей: влияние Интернета, чужих языков и культур // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2023. Т. 23, вып. 1. С. 29-35. DOI: 10.18500/1817-7115-2023-23-1-29-35, EDN: WADLUH

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
811.161.1’23’27’42
EDN: 
WADLUH

Речевые предпочтения современных детей: влияние Интернета, чужих языков и культур

Авторы: 
Милехина Татьяна Алексеевна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Байкулова Алла Николаевна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация: 

Анализируется современная речь детей в возрасте от 2-3 до 14 лет, рассматривается влияние на нее других языков и культур. Материал исследования – ручные и расшифрованные аудио- и видеозаписи детской разговорной речи, переписка детей в мессенджере Viber – собирался в течение 2016–2022 гг., его общий объем составил около 22 тыс. словоупотреблений. В работе применялись метод включенного наблюдения, методики дискурсивного анализа. Использование англоязычной и «интернет-лексики» детьми в возрасте от 2-3 до 14 лет показал динамик у в пополнении словарного запаса ребенка единицами этих лексических пластов. Анализ устных и письменных жанров (пост, сториз (Stories), баттл (Battle), «прямой эфир»), созданных детьми в рамках популярных интернет-программ TikTok, Likee, Instagram (2017 г.), позволил установить характерное копирование речевых образцов, моделей поведения популярных блогеров. Исследование голосовых и письменных сообщений детей в мессенджерах смартфона Viber, Telegram (2022 г.) выявило формирование в детской речи специфического словаря, включающего не только англицизмы и школьные жаргонизмы, но и яркую примету интернет-общения – сокращение слов до одного слога. Письменные сообщения характеризуются особым способом организации текста, при котором каждое высказывание представляет собой отдельный пост. Распространенными являются различные опросы, разного рода задания по схеме «ответь и перешли другу». Используя виртуальную реальность, дети стремятся к самореализации: поют, разыгрывают диалоги с игрушками, проводят «научные исследования», однако используют при этом не лучшие, чаще всего иностранные, образцы для подражания. В статье делается вывод о значительном влиянии на современную детскую речь не только англоязычного языкового контента интернет-пространства, но и речевого поведения, идеалов и ценностей, рекламируемых популярными, прежде всего западными, лидерами блогосферы.

Список источников: 
  1. Вяткина Л. А. Самодеятельная подростковая пресса в системе средств массовой информации : дис. … канд. филол. наук. Екатеринбург, 1997. 200 с.
  2. Макеева С. Г. Современные лексические заимствования в контексте бытования культуры русской речи // Ярославский педагогический вестник. 2014. Т. 1 (Гуманитарные науки), № 4. С. 163–165.
  3. Маслова В. А. Введение в когнитивную лингвистику : учеб. пособие. 5-е изд. М. : Флинта, 2011. 296 с.
  4. Mediascope провела исследование аудитории детского интернета // Mediascope. URL: https://mediascope.net/news/1021394/ (дата обращения: 13.04.2021).
  5. Подгорная Е. А. Влияние интернет-коммуникации на формирование образов языкового сознания подростка: по данным психолингвистического эксперимента : автореф. дис. ... канд. филол. наук. Кемерово, 2010. 24 с.
  6. Милехина Т. А. Речевой портрет девочки в возрасте двух лет и восьми месяцев // Проблемы речевой коммуникации : межвуз. сб. науч. тр. / под ред. М. А. Кормилицыной, О. Б. Сиротининой. Саратов : Изд-во Саратовского ун-та, 2017. Вып. 17. С. 171–180.
  7. Байкулова А. Н. Повседневная семейно-родственная коммуникация: новая реальность, динамика языковых и культурных процессов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия : Филология. Журналистика. 2022. Т. 22, вып. 3. С. 273–277. https://doi.org/10.18500/1817-7115-2022-22-3-273-277
  8. Солдатова Г. У., Рассказова Е. И., Нестик Т. А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. М. : Смысл, 2017. 376 с.
Поступила в редакцию: 
13.11.2022
Принята к публикации: 
30.11.2022
Опубликована онлайн: 
01.03.2023
Опубликована: 
01.03.2023