the Russian language

Lexis of a foreign language origin: Arabisms with the meaning of ‘Jewelry and occult objects’

In the article six lexemes of the thematic group ‘Clothes and household items’, the subgroup ‘Jewelry and occult objects’: diamond, fringe, beads, sultan, amulet, and mascot are considered according to the methodology proposed earlier by the authors, including the lexicographic, etymological and semantic aspects of the study of Arabisms, analysis of their syntagmatic and paradigmatic relations, adaptation processes in the receiving language and use in its functional styles.

Latin Heritage in Russian Morphemics: Adjectives with Final -alny

The material of the study presents adjectives of Latin origin with final-alny in modern Russian. This final is a morphemic complex. This can be interpreted in three ways, depending on the word-formation relations of specific adjectives. It may be a single suffix; a suffix with a submorph -n-; a suffix -n- attached to the root in -al-.

Methods of Learning Foreign Language Lexis (A Case Study of Arabic Borrowings)

The article presents a technique that promotes multidimensional research of borrowings. It includes lexicographical, etymological, and semantic analysis of words; identification of their syntagmatic and paradigmatic relations, features of adaptation in the host language and use in its different functional varieties, frequency of use; the role of borrowings in the lexical system of the Russian language. The research is based on the study of the lexis of Arabic origin.

INTERNET-COMMUNICATION IN METAPHORES MIRROR

The article is devoted to the analysis of the metaphorical subsystem of network slang, in particular, the basic groups of vocabulary used as a source of the formation of portable slang values are established; their comparison with general linguistic tendencies is given; the system of sources of metaphorization is considered as a reflection of the original picture of the world of the carriers of this idiom.

AUXILIARY COMMUNICATIVE UNITS IN THE SPEECH OF RUSSIAN AND AMERICAN PRESIDENTS (ON THE MATERIAL OF THE GENRE OF MESSAGE)

In the article on the material of the genre "Presidential Addresses to the Federal Assembly", a comparative study of the specifics of the use of auxiliary communicative units in Russian and American political discourse is conducted, common and specific features are revealed in their use in the speech of political leaders.

LANGUAGE PICTURE OF THE WORLD OF CARRIERS OF "MOBILE JARGON" (ON METAPHOR MATERIAL)

"Mobile" jargon is a living and heterogeneous composition of the vocabulary of the Russian language, which has a number of features. The development of this linguistic phenomenon and its wide distribution among the speakers of the Russian language are conditioned by the introduction of mobile technologies in the life of modern society. Most units of this idiom are formed on the basis of metaphorical transfer. The lexemes used by the carriers of this jargon as a source of metaphorization are extremely diverse.

РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ В СЕМЬЕ: РОЛЬ В НЁМ ЖИВОТНЫХ, РАСТЕНИЙ И ПРЕДМЕТОВ ВЕЩНОГО МИРА

Речевое общение с животными в семье имеет особое значение для человека и представляет интерес для лингвистики, поскольку животные наделяются семейными ролями. В статье анализируются факты речевого взаимодействия человека с животными, а также разговоры с растениями и предметами вещного мира, выявляются речевые особенности такого общения и его влияние на семейный микроклимат.

DERIVATIVE OPPORTUNITIES OF THE WORD-FORMING METAPHOR

The essence of the concept "word-forming metaphor" is disclosed in the article, the semantic potential of derivatives with metaphorical motivation is explored, the causes of derivational activity or inactivity of word-forming metaphors are revealed.

The Impact of the Language System Deviation and Communicative Incompetence of Journalists on Mass Media Speech and the System of Language

The article considers the stages of the Russian language development from the free deviations in the past to the influence on the changes in the system of the mass media language and the Internet in the XXI st century. It is noted that the free deviations of the system in the conditions of living with the Internet are becoming unfeasible, and an ever growing reliance on the users’ competence degree can be observed.

Peculiarities of Substantive Polysemy of the Russian Language Regionalisms

The article is dedicated to the peculiarities of polysemous nouns of the Russian language. A detailed classification of the metaphoric and metonymic models of polysemous substantive regionalisms is presented.

Pages

русский язык

Латинское наследие в русской морфемике: прилагательные на -альный

На материале прилагательных латинского происхождения с финалью -альный в современном русском языке показано, что данная финаль представляет собой морфемный комплекс, так как в зависимости от словообразовательных связей конкретных прилагательных может трактоваться как единый суффикс; как суффикс, имеющий в составе субморф -н-; как суффикс -н-, присоединенный к корню на -ал-.

Методика изучения иноязычной лексики (на материале арабских заимствований)

В статье представлена методика, способствующая многоаспектному исследованию заимствований. Она включает лексикографический, этимологический и семантический анализ слов; выявление их синтагматических и парадигматических отношений, особенностей адаптации в принимающем языке и использования в его различных функциональных разновидностях, частоты употребления; определение места в лексической системе русского языка. Материалом исследования послужила лексика арабского происхождения.

ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯ В ЗЕРКАЛЕ МЕТАФОРЫ

Статья посвящена анализу метафорической подсистемы сетевого сленга, в частности установлены основные группы лексики, используемые как источник формирования переносных сленговых значений; приводится их сопоставление с общеязыковыми тенденциями; рассмотрена система источников метафоризации как отражение самобытной картины мира носителей данного идиома.

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫ КОММУНИКАТИВНЫЕ ЕДИНИЦЫ В РЕЧИ РОССИЙСКИХ И АМЕРИКАНСКИХ ПРЕЗИДЕНТОВ (НА МАТЕРИАЛЕ ЖАНРА ПОСЛАНИЯ)

В статье на материале жанра «Послания президента Федеральному собранию» проводится сравнительное исследование особенностей употребления вспомогательных коммуникативных единиц в российском и американском политическом дискурсе, выявляются общие и специфичные черты в использовании их в речи политических лидеров.

ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА НОСИТЕЛЕЙ "МОБИЛЬНОГО ЖАРГОНА" (НА МАТЕРИАЛЕ МЕТАФОР)

«Мобильный» жаргон - живой и неоднородный по составу пласт лексики русского языка, имеющий ряд особенностей. Развитие этого языкового явления и его широкое распространение среди носителей русского языка обусловлены внедрением мобильных технологий в жизнь современного общества. Большинство единиц данного идиома формируется на базе метафорического переноса. Лексемы, используемые носителями данного жаргона в качестве источника метафоризации, чрезвычайно разнообразны.

РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ В СЕМЬЕ: РОЛЬ В НЁМ ЖИВОТНЫХ, РАСТЕНИЙ И ПРЕДМЕТОВ ВЕЩНОГО МИРА

Речевое общение с животными в семье имеет особое значение для человека и представляет интерес для лингвистики, поскольку животные наделяются семейными ролями. В статье анализируются факты речевого взаимодействия человека с животными, а также разговоры с растениями и предметами вещного мира, выявляются речевые особенности такого общения и его влияние на семейный микроклимат.

ДЕРИВАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МЕТАФОРЫ

В статье раскрывается сущность понятия «словообразовательная метафора», исследуется семантический потенциал производных с метафорической мотивацией, выявляются причины деривационной активности или неактивности словообразовательных метафор.

 

Влияние девиации языковой системы и коммуникативной некомпетентности журналистов на речь в СМИ и систему языка

В статье рассматриваются этапы развития русского языка от свободных девиаций в прошлом до влияния на изменения в системе языка СМИ и Интернета в XXI в. Отмечается, что свободные девиации системы в условиях жизни с Интернетом становятся неосуществимыми, а зависимость от степени компетентности пользователей все возрастает.

Особенности субстантивной полисемии регионализмов русского языка

Статья посвящена особенностям полисемичных существительных русского языка. Приводится подробная классификация метафорических и метонимических моделей многозначных субстантивных регионализмов.

Лексика арабского происхождения со значением «одежда, головные уборы» и ее функционирование в русской речи

В статье рассматривается лексика арабского происхождения и ее функционирование в русском языке. Осуществлен идеографический подход к исследованию: в центре внимания автора лексико-тематическая группа «Одежда и предметы домашнего обихода», подгруппа «Одежда, головные уборы». Исследуются слова: бурнус́ , джелоба,́ джаллабий́ я, ихрам́ , паранджа,́ сав́ ан, сафар́ и, султан́ , халат́ .

Страницы