Для цитирования:
Елина Е. Г., Сапожникова Д. Г. Музейная метафизика // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2023. Т. 23, вып. 3. С. 313-317. DOI: 10.18500/1817-7115-2023-23-3-313-317, EDN: PEYBUX
Музейная метафизика
Рецензия посвящена книге известного филолога, сотрудника музея-усадьбы Н. Г. Чернышевского С. В. Клименко. Показан научный характер рецензируемой книги. Книга хронометрирована по периодам творческой жизни самого автора, однако одновременно с этим выявленные этапы истории оказываются и важнейшими для истории музея, поскольку были связаны с юбилеями Н. Г. Чернышевского или с памятными датами в истории самого музея. Содержание книги представляет собой сочетание увлекательных музейных рассказов, посвященных созданию новых музейных «продуктов», и определение сущности и назначения профессии музейного сотрудника, чья жизнь связана с литературным музеем. Сотрудник литературного музея предстает в книге как человек, для которого литературоведческое источниковедение становится не только процессом, неотъемлемым от музейного дела, но и объектом научных разысканий и исследований. Немало внимания уделено проблемам музейного дела как важнейшего направления гуманитарного знания. С. В. Клименко волнуют и вопросы, связанные с подготовкой музейных кадров, и проблемы финансирования музея. Важным для автора книги становится вопрос о том, на каких материалах должна разворачиваться отдельная музейная выставка или большая экспозиция. Существенное значение в музейной работе С. В. Клименко придает разработке концепции выставки или экспозиции. Дискуссии, сопровождающие появление любого нового музейного «продукта», – это и есть рождение концепции, т. е. понимания принципов отбора музейного материала, логики его представления и научного комментирования. Отстаивание именно концептуального подхода к представлению музейных экспонатов в витринах или на стендах музея ведется автором книги принципиально жестко. Ему удалось не только открыть читателю мир литературного музея, но показать его пульсацию в нескольких измерениях, спроецированных на науку, источниковедение, архивное дело, просвещение, массовую работу, труд экспозиционеров.
- Пиотровский М. Б. Мой Эрмитаж. М. : Арка, 2015. 376 с.
- «Я поведу тебя в музей...». Истории, рассказанные музейщиками России. М. : АСТ, 2017. 254 с.
- Никонова А. 99 глупых вопросов об искусстве и еще один, которые иногда задают экскурсоводу в художественном музее. М. : Эксмо, 2018. 315 с.
- Клименко С. В. Два ответа на вопрос «Что делать?»: христианская символика в романах «Что делать?» Н. Чернышевского и «Идиот» Ф. Достоевского. М. : Авторская мастерская, 2021. 138 с.
- Демченко А. А. Н. Г. Чернышевский. Научная биография (1828–1858). СПб. : Петроглиф, 2015. 624 с.
- Демченко А. А. Н. Г. Чернышевский. Научная биография (1859–1899). М. : РОССПЭН, 2019. 687 с.