Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия: Филология. Журналистика

ISSN 1817-7115 (Print)
ISSN 2541-898X (Online)


Для цитирования:

Михайлин В. Ю. Кипарис у пещеры: эротическая фрустрация, агон и смерть в XI идиллии Феокрита // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2025. Т. 25, вып. 1. С. 57-66. DOI: 10.18500/1817-7115-2025-25-1-57-66, EDN: KCBFXJ

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 0)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
821.14’01.09-1+929Феокрит
EDN: 
KCBFXJ

Кипарис у пещеры: эротическая фрустрация, агон и смерть в XI идиллии Феокрита

Авторы: 
Михайлин Вадим Юрьевич, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация: 

В статье предложено возможное объяснение устойчивого тематического комплекса, включающего темы эротической фрустрации, агона и смерти, как жанрообразующего элемента идиллии. Для анализа выбрана XI идиллия Феокрита как один из тех наиболее личных его текстов (наряду с идиллиями VII, XIII и XXVIII), со всей очевидностью выводящих на специфически персонализированные контексты: люди, в них упомянутые, были не просто друзьями автора, но и его коллегами по поэтическому цеху. Соответственно, метапозиция в этих идиллиях обладает дополнительными характеристиками, предполагая не только определенный уровень эрудиции и умение одновременно оперировать несколькими различными по природе культурными кодами, но и профессиональный взгляд и слух человека, знакомого с «механикой» поэтического процесса в рамках конкретной раннеэллинистической традиции. При анализе текста идиллии автор уделяет особое внимание технике работы с экфрасой и экфрастическими рамками – как одному из ключевых приемов александрийской поэтической школы, а также системе аллюзий на гомеровскую «Одиссею» как на текст, прецедентный не только для этого конкретного текста, но и для всей книги. В качестве компаративного материала используются другие стихотворения из того же сборника, связанные с XI идиллией как тематически, так и общими особенностями поэтической техники. Кроме того, затрагивается тема возможных персональных отсылок к конкретным обстоятельствам и лицам, составлявшим интимный контекст, во многом базовый для восприятия всего творчества Феокрита.

Список источников: 
  1. Panofsky E. Et in Arcadia ego: On the Conception of Transience in Poussin and Watteau // Philosophy and History. Essays Presented to Ernst Cassirer / ed. by R. Klibansky, H. J. Patton. Oxford: Clarendon Press, 1936. P. 223–254.

  2. Panofsky E. Et in Arcadia ego: Poussin and the Elegiac Tradition // Meaning in the Visual Arts. New York: Doubleday Anchor Books, 1955. P. 295–320.

  3. Congleton J. E. Theories of Pastoral Poetry in England 1684–1798. Gainesville: Haskell, 1952. 355 p.

  4. Halperin D. Before Pastoral. Theocritus and the Ancient Tradition of Bucolic Poetry. New Haven; London: Yale University Press, 1983. 290 p. https://doi.org/10.2307/j.ctt211qx2w

  5. Payne M. Theocritus and the Invention of Fiction. Cambridge (Mass.): Cambridge University Press, 2007. 183 p. https://doi.org/10.1017/CBO9780511483059

  6. Михайлин В., Иванова Д. Два пастуха разглядывают кубок. Феокрит и рождение современной литературной традиции // Агрессия. Интерпретация культурных кодов: 2010 / сост. и общ. ред.: В. Ю. Михайлин, Е. С. Решетникова. Саратов; СПб.: ЛИСКА, 2010. С. 141–161. EDN: YOEQQF

  7. Kossaifi Ch. Et in Theocrito ego… Death in Theocritus’ Bucolic Idylls // Mnemosyne. 2017. № 70. P. 40–57.

  8. Väänänen K. Warrior and Pastoral Duels in Homer, Theocritus, and Vergil. Athènes (Geor.): University of Georgia, 2010. URL: https://getd.libs.uga.edu/pdfs/vaananen_katrina_201008_ma.pdf (дата обращения: 20.06.2024).

  9. Даррелл Л. Жюстин. СПб.: Symposium, 2003. 304 с.

  10. Михайлин В. Древнегреческая симпосиастическая культура и проблема происхождения афинского театра // Литература и театр: проблема диалога: сб. ст. / отв. ред. и сост. Л. Г. Тютелова. Самара: ООО «Офорт», 2011. С. 250–265. EDN: UAJIPH

  11. Theocritus: in 2 vols. / edited with a translation and commentary by A. S. F. Gow. Vol. 2. Commentary, Appendix, Indexes, and Plates. London; New York: Cambridge University Press, 1952. 638 p.

  12. Theocritus: in 2 vols. / edited with a translation and commentary by A. S. F. Gow. Vol. 1. Introduction, Text, and Translation. London; New York: Cambridge University Press, 1952. 257 p.

  13. Феокрит, Мосх, Бион. Идиллии и эпиграммы / пер. и коммент. М. Е. Грабарь-Пассек. М.: Изд-во АН СССР, 1958. 326 с. (Литературные памятники).

  14. LeVen P. A. The Many-Headed Muse: Tradition and Innovation in Late Classical Greek Lyric Poetry. Cambridge; New York: Cambridge University Press, 2014. 377 p. https://doi.org/10.1017/CBO9781139088145

  15. Sistakou E. Tragic Failures: Alexandrian Responses to Tragedy and the Tragic. Berlin; Boston: De Gruyter, 2016. 261 p. (Trends in Classics. Supplementary volumes, 38). https://doi.org/10.1515/9783110482324

  16. Михайлин В. Дионисова борода: визуальная организация поведенческих практик в древнегреческой пиршественной культуре. Саратов: ЛИСКА, 2007. 33 с. (Труды семинара ПМАК. Вып. 13). EDN: YKVCUU

  17. Segal Ch. Death by Water: A Narrative Pattern in Theocritus (Idylls 1, 13, 22, 23) // Hermes. 1974. Bd. 102, H. 1. S. 20–38.

  18. Sbardella L. Philitas of Cos // Brill’s New Pauly. Antiquity. Vol. 11 (Phi–Prok) / ed. by H. Cancik, H. Schneider, C. F. Salazar, D. Orton. Leiden: Brill, 2007. P. 49–50.

  19. Solomon S., Greenberg J., Pyszczinsky T. A Terror Management Theory of Social Behaviour: The Psychological Functions of Self-Esteem and Cultural Worldviews // Advances in Experimental Social Psychology. Vol. 24 / ed. by P. M. Zanna. Academic Press, 1991. P. 93–159. https://doi.org/10.1016/S0065-2601(08)60328-7

  20. Михайлин В., Беляева Г. «Вы жертвою пали»: феномен присвоения смерти в советской традиции // Отечественные записки. 2013. № 5 (56). С. 294‒310. EDN: RWIQGP

  21. Frontisi-Ducroux F. Du Masque au visage. Aspects de l’identité en Grèce ancienne. Paris: Flammarion, 1995. 192 p.

Поступила в редакцию: 
23.07.2024
Принята к публикации: 
14.11.2024
Опубликована онлайн: 
28.02.2025
Опубликована: 
28.02.2025