Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия: Филология. Журналистика

ISSN 1817-7115 (Print)
ISSN 2541-898X (Online)


Для цитирования:

Борисова Л. С., Елина Е. Г. К вопросу о профессиональном становлении студента-филолога // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2025. Т. 25, вып. 2. С. 237-244. DOI: 10.18500/1817-7115-2025-25-2-237-244, EDN: WIADOJ

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
378.026:8
EDN: 
WIADOJ

К вопросу о профессиональном становлении студента-филолога

Авторы: 
Борисова Людмила Сергеевна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Елина Елена Генриховна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация: 

Современное высшее филологическое образование связано с уровнем подготовленности к усвоению филологического знания со стороны вчерашних школьников и с тем, как готовят себя студенты-филологи к будущей профессиональной деятельности. У студентов необходимо формировать навыки профессиональной коммуникации, учить их думать, говорить и писать на языке современной науки, владеть необходимым терминологическим запасом, иметь представления о филологическом инструментарии при работе с художественным текстом. Между тем парадигма линейного восприятия объектов, принятая в школьном образовании, затрудняет профессиональное становление филолога. Поток самосознания начинающего филолога отчетливо просматривается в ответах на вопросы для анкетирования студентов-второкурсников относительно первого года обучения по образовательной программе «Филология» (профиль «Отечественная филология»). Ответы позволяют понять, как и когда студенческая молодежь начинает осознавать свою принадлежность к филологической корпорации, ощущает гордость за будущий диплом, который большинством воспринимается как знак профессиональной идентичности. Проведенное исследование показало, что студенты-филологи важнейшей ступенью освоения филологических компетенций считают знакомство с научными публикациями. Работа с научной литературой дает ощущение прикосновения к масштабу филологической науки, к трудам ученых первой величины. Главную роль в своем филологическом становлении студенты отводят преподавателям, в работе которых ценится умение перешагнуть границы своей дисциплины и привлечь в качестве аргумента материалы сопредельных наук. Становление филолога связано с приобретением и расширением терминологического аппарата, а также с его переосмыслением. При этом не только вполне конкретные филологические дефиниции оказываются для студентов имеющими незнакомые коннотации, новыми для студентов стали общефилологические или даже общенаучные понятия. Рефлексия студентов-филологов по поводу их профессионального становления начинается с первых дней обучения и воспринимается ими как медленная, кропотливая и основательная работа, в которой студент и преподаватель связаны общей целью.

Список источников: 
  1. Рыбникова М. А. Очерки по методике литературного чтения : пособие для учителя. 4-е изд. испр. М. : Просвещение, 1985. 288 с. (Библиотека учителя литературы).
  2. Белухин Д. А. Становление профессионала и рождение профессионализма : учеб. пособие. М. : МПСИ, 2006. 123 с.
  3. Булгакова Е. В. Профессиональное становление студентов в процессе гуманитарной подготовки : дис. … канд. пед. наук. Кемерово, 2005. 230 с. EDN: NNNHTJ
  4. Зеер Э. Ф. Психология профессий. М. : Академический проект ; Фонд «Мир», 2015. 336 с. EDN: VRSJSL
  5. Карпов А. В., Савин И. Г. Психологический анализ деятельности : учеб. пособие. Ярославль : ЯрГУ, 2005. 144 с. EDN: QXYCQD
  6. Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя : учеб. пособие для студентов. М. : Академия, 2004. 320 с. (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности). EDN: QTJOBP
  7. Мачулина М. А. Инновационные технологии как средство формирования профессиональных компетенций студентов-филологов // Молодой ученый. 2017. № 3, ч. 1 (137). С. 15–17. URL: https://moluch.ru/archive/137/38214/ (дата обращения: 30.10.2024). EDN: XQZGYZ
  8. Адамко М. А. Формирование профессиональной компетенции студентов направления подготовки бакалавров «Филология» на основе интегративного подхода : дис. ... канд. пед. наук. Тольятти, 2013. 184 с. EDN: SUPUUB
  9. Астахова С. В. Формирование профессиональной компетентности студентов-филологов средствами педагогического управления : дис. ... канд. пед. наук. Самара, 2005. 170 с. EDN: GTTINJ
  10. Брякова И. Е. Методическая система формирования креативной компетентности студентов-филологов педагогического вуза : дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2010. 490 с. EDN: QFIOSX
  11. Бугреева Е. А. Формирование профессиональной филологической компетентности у студентов языковых специальностей вузов : дис. ... канд. пед. наук. Тольятти, 2002. 265 с. EDN: NMBBMF
  12. Витошко М. И. Методика формирования профессиональной филологической компетентности студентов вузов: на примере спецкурса «Комплексный анализ художественного текста» : дис. ... канд. пед. наук. Тольятти, 2007. 228 с. EDN: NOTYEZ
  13. Борисова Л. Г. Профессиональная компетентность филолога в функциональном аспекте // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. Серия: Педагогические и психологические науки. 2007. № 4. С. 63–65. EDN: HZKWTB
  14. Васильев Л. Г., Еремин А. Н. К формированию профессиональной компетентности в филологическом образовании // Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Психология Педагогика. 2019. Т. 29, вып. 3. С. 329–335. https://doi.org/10.35634/24129550-2019-29-3-329-335, EDN: GPZQYU
  15. Илюхина Н. А., Голубков С. А. Формирование профессиональной компетенции студентов-филологов // Вестник Самарского государственного университета. 2012. № 5 (96). С. 21–26. EDN: PJBFUT
  16. Каменский А. И., Каменская И. Б. Содержание и уровни сформированности профессионально-когнитивной компетенции будущих филологов // Язык и культура. 2012. № 2 (18). С. 110–114. EDN: OZLZYZ
  17. Елина Е. Г. Филолог-первокурсник: проблемы профессиональной коммуникации // Ученые записки Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. 2020. № 1 (26). Ст. 21. https://doi.org/10.34680/2411-7951.2020.1(26).20, EDN: LLIPT
Поступила в редакцию: 
11.11.2024
Принята к публикации: 
10.02.2025
Опубликована онлайн: 
30.05.2025
Опубликована: 
30.06.2025