Для цитирования:
Ананьина М. А. Индивидуально-стилистические особенности аллюзивных антропонимических концептов в рассказах О. Генри // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2025. Т. 25, вып. 3. С. 257-265. DOI: 10.18500/1817-7115-2025-25-3-257-265, EDN: FQLQPP
Индивидуально-стилистические особенности аллюзивных антропонимических концептов в рассказах О. Генри
В работе на материале рассказов американского писателя О. Генри рассматриваются особенности реализации аллюзивных антропонимических концептов. Для анализа отобрано шестнадцать коротких рассказов. В исследовании применялись метод сплошной выборки, описательный метод, метод концептуального анализа. Выявлено, что аллюзивный антропонимический концепт может быть представлен в виде концепта-представления, понятия, прототипа, эталона и фрейма. Аллюзивные антропонимические концепты-гештальты в выборке выявлены не были. Показано, что анализ аллюзивного антропонимического концепта может осуществляться в последовательном описании слоев, таких как информационно-образный, понятийный, ассоциативный и аксиологический. У аллюзивного антропонимического концепта-понятия и прототипа особую значимость имеет понятийный слой. Аксиологический слой связан с иронической оценкой персонажей и образов. Установлено, что ироническая оценка может строиться на контрасте стилистических коннотаций аллюзивного антропонима и высказываний со сниженной стилистической коннотацией, а также на кон трасте ситуации отсылки и внутритекстовых событий, связанных с незаконной деятельностью персонажей. Сделаны выводы о том, что для рассказов О. Генри характерно большое разнообразие источников отсылок, включая библейские и мифологические аллюзии, ссылки на писателей, исторических лиц. Аллюзивные антропонимы могут иметь повторяющийся характер в одном или нескольких рассказах и способствовать созданию художественного образа персонажа. Перенос признаков осуществляется по принципу метафоры и метонимии. Типы концептов в рассказах носят диффузный характер, что обусловливает сложность четкого определения типа аллюзивного антропонимического концепта: концепт-понятие может иметь сходство с понятием, а прототип и понятие могут иметь общие черты.
-
Болотнова Н. С. Типы вербализованных в тексте художественных концептов и их взаимодействие // Сибирский филологический журнал. 2005. № 3–4. С. 54–60. EDN: PAZORD
-
Тарасова И. А. Поэтический идиостиль в когнитивном аспекте (на материале поэзии Г. Иванова и И. Анненского) : дис. … д-ра филол. наук. Саратов, 2004. 483 с. EDN: MDWEKJ
-
Волошина С. В. Концепт «образование» в речевом жанре автобиографии // Коммуникативные исследования. 2021. № 4. С. 734–750. https://doi.org/10.24147/2413-6182.2021.8(4).734-750, EDN: ECZTXW
-
Катермина В. В., Балаева М. В. Лингвостилистические особенности вербализации концепта «любовь» в романе Анны Бернс «Молочник» как представителе современного англоязычного художественного дискурса // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2023. № 1 (118). С. 16–25. https://doi.org/10.37972/chgpu.2023.118.1.003, EDN: PNKBHS
-
Макарова Е. А. Лексическая репрезентация концепта ЦВЕТ: от словаря – к тексту // Сибирский филологический журнал. 2008. № 1. С. 166–178. EDN: JVHUZR
-
Даниленко И. А. Авторские двуядерные художественные концепты // Теория языка и межкультурная коммуникация. 2020. № 2 (37). С. 63–72. EDN: EIKTUV
-
Щербак А. С. Ономастический концепт как единица знания // Когнитивные исследования языка. Вып. IV. Концептуализация мира в языке / гл. ред. сер. Е. С. Кубрякова, отв. ред. вып. Н. Н. Болдырев. М. : Ин-т языкознания РАН ; Тамбов : Издательский дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2009. С. 150–165. (Когнитивные исследования языка).
-
Робустова В. В. Ономастическая лексика как способ вербализации концептов // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2015. № 2. C. 20–30. EDN: TRZSUF
-
O. Henry. 100 selected stories. Ware : Wordsworth Classics, 1995. 735 p.
-
Алефиренко Н. Ф. Методологические основания исследования проблемы вербализации концепта // Вестник ВГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2004. № 2. С. 60–66.
-
Кубрякова Е. С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. М. : Языки славянской культуры, 2004. 556 с. EDN: SUQHIP
-
Опарина К. С. Вторично-конвенциональные знаки как репрезентанты художественного концепта // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Социально-гуманитарные и экономические науки : сб. ст. / под ред. М. И. Бальзанникова, К. С. Галицкова, А. А. Шестакова. Самара : СГАСУ, 2016. С. 75–78. EDN: VUKGFH
-
Туктангулова Е. В. Художественные концепты «жизнь» и «смерть» как репрезентанты словообраза «природа» в идиостиле Н. А. Заболоцкого : автореф. дис. … канд. филол. наук. Ижевск, 2007. 21 с. EDN: NJKZCF
-
Ковалева Т. А., Пасечник Т. Б. Языковое выражение национально-культурных концептов в художественной литературе // Вестник Государственного социально-гуманитарного университета. 2020. № 3 (39). С. 72–77. EDN: FGYIXR
-
Евтушенко О. В. Художественная речь как инструмент познания. М. : Языки славянской культуры, 2010. 552 с. EDN: UGNUOB
-
Грунина Л. П., Долбина И. А. Художественный концепт как особая эстетическая категория // Вестник Кузбасского государственного технического университета. 2005. № 4–1 (48). C. 132–135. EDN: PXOCXH
-
Томберг О. В., Ананьина М. А. Фреймовая структура аллюзивного антропонима как художественного концепта (на материале романа Донны Тартт «Тайная история» / Donna Tartt “The Secret History” // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2024. Т. 17, вып. 2. С. 564–572. https://doi.org/10.30853/phil20240081, EDN: DQDTDB
-
О. Генри. Избранные произведения : Новеллы : пер. с англ. / сост., вступ. ст. и примеч. Ф. Золотаревской. М. : Правда, 1991. 588 с.
-
Ирисханова О. К. Игры фокуса в языке. Семантика, синтаксис и прагматика дефокусирования. М. : Языки славянской культуры, 2014. 320 с. EDN: VPGIYF
-
The Oxford Dictionary of Allusions / ed. by A. Delahunty, Sh. Dignen, P. Stock. Oxford ; New York : Oxford University Press, 2003. 453 p.
-
Энциклопедия читателя: Литературные, библейские, классические и исторические аллюзии, реминисценции, темы и сюжеты, мифологические и сказочные герои, литературные маски, персонажи и прототипы, реальные и вымышленные топонимы, краткие биографии и рекомендуемые библиографии / под ред. Ф. А. Еремеева. Т. 1: А–Д. Екатеринбург : Изд-во Уральского ун-та ; Сократ, 1999. 789 с.