Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия: Филология. Журналистика

ISSN 1817-7115 (Print)
ISSN 2541-898X (Online)


Для цитирования:

Алексеева М. Г., Фролова В. А. Имидж Германии, формируемый журнальными заголовками (на материале молодежного издания vitamin de) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2023. Т. 23, вып. 3. С. 290-298. DOI: 10.18500/1817-7115-2023-23-3-290-298, EDN: RRDZAV

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
[811.112.2:070]:378
EDN: 
RRDZAV

Имидж Германии, формируемый журнальными заголовками (на материале молодежного издания vitamin de)

Авторы: 
Алексеева Марина Геннадьевна, Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева
Фролова Вера Александровна, Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева
Аннотация: 

Статья посвящается анализу заголовков журнала vitamin de как имиджеобразующего средства, способствующему формированию представления о Германии как об одном из лучших образовательных центров Европы, в том числе для иностранных студентов. Заголовок как содержательное и интенциональное ядро всей журнальной статьи в состоянии транслировать имидж страны и ее ценности, релевантные для читательской аудитории 12+. Исследование показало, что такие рубрики журнала, как Der andere Blick (Другой взгляд), Landeskunde (Страноведение), Leben (Жизнь), vitamin de regional (Витамин де в регионах), Dialog (Диалог), Beruf (Профессия), Deutsche Erfinder (Немецкие изобретатели), Tradition (Традиция), Psychotest (Психологический тест), Rezept (Рецепт), Bildung (Обучение), Ausbildung (Профессиональное обучение), являются генератором имиджевых характеристик страны изучаемого языка. Заголовки статей из этих рубрик создают имидж Германии как страны, занимающей выгодное географическое положение, страны с богатыми культурными традициями и принимаемыми российской аудиторией ценностями. Заголовки статей о совместных германо-российских образовательных, творческих и экологических мероприятиях, доступные для всех возрастных групп российской молодежи, вносят существенный вклад в укрепление имиджа Германии как страны с высоким научно-исследовательским потенциалом, где теория и практика неразрывно связаны в одно целое. Имиджевые свойства Германии, фактически идеологические установки, направленные «вовне», критически переосмысливаются в заголовках тех статей, в которых обучающиеся, имеющие опыт проживания в стране, делятся своими впечатлениями. Таким образом, создается более реалистичное представление о стране-цели пребывания с образовательными задачами. Рубрика Der andere Blick, как показывают результаты исследования, призвана уравновесить идеальную и реальную картины о стране изучаемого языка.

Список источников: 
  1. Виниченко В. А. Лексико-стилистическая специфика медиатекстов в формировании имиджа вуза в интернете // Вопросы теории и практики журналистики. 2021. Т. 10, № 2. С. 366–380. https://doi.org/10.17150/2308-6203.2021.10(2).366–380
  2. Боброва Г. Е. Имидж Дональда Трампа в Der Spiegel // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2020. Т. 7, № 2 (26). С. 70–77. https://doi.org/10.24147/2312-1300.2020.7(2).70–77
  3. Череднякова А. Б., Казакова Г. М. Имиджевая культура: верификация явления и концептуализация понятия // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2019. № 33. С. 133–144. https://doi.org/10.17223/22220836/33/11
  4. Кондратьева О. Н. Стереотипный медиаобраз Сибирского региона (по материалам Российских СМИ XXI века) // Имагология и компаративистика. 2019. № 12. С. 222–236. https://doi.org/10.17223/24099554/12/11
  5. Десяев Д. Г., Напалкова И. Г. Республика Мордовия: стратегический анализ имиджеобразующих факторов // Ars Administrandi (Искусство управления). 2020. Т. 12, № 2. С. 203–230. https://doi.org/10.17072/2218-9173-2020-2-203-230
  6. Бучатская Ю. В. «Город мечты»: культура и атмосфера как ресурсы формирования имиджа городов (на примере южнонемецкого города Бамберг) // Журнал социологии и социальной антропологии. 2018. № 21(4). С. 130–153. https://doi.org/10.31119/jssa.2018.21.4.6
  7. Ремчукова Е. Н., Омельяненко В. А. Языковые средства формирования имиджа России в современной рекламе // Вестник РУДН. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2017. Т. 8, № 2. С. 341–349. https://doi.org/10.22363/2313-2299-2017-8-2-341-349
  8. Чепкасов А. В. Образ – имидж – стереотип региона (к определению понятий) // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2016. Т. 15, № 6: Журналистика. С. 83–92.
  9. Ильин М. И. Образ, облик, эйдос, фигура, паттерн. Как слова помогают распознавать образы, ощущать их, понимать значения и смыслы? // Слово.ру: балтийский акцент. 2018. Т. 9, № 2. С. 6–20. https://doi.org/10.5922/2225-5346-2018-2-1
  10. Шестопал Е. Б. Образы государств, наций и лидеров. М. : Аспект Пресс, 2008. 288 с.
  11. Кубрякова Е. С. К определению понятия имиджа // Вопросы когнитивной лингвистики. 2008. № 1. С. 5–11.
  12. Большой словарь иностранных слов. URL: https://gufo.me/dict/foreign_words (дата обращения: 24.08.2022).
  13. Педагогический терминологический словарь. Санкт-Петербург : Российская национальная библиотека, 2006. URL: https://rus-pedagogical-dict.slovaronline.com/ (дата обращения: 24.08.2022).
  14. Большой энциклопедический словарь. URL: https://www.vedu.ru/bigencdic/ (дата обращения: 24.08.2022).
  15. Толковый словарь Ожегова. URL: https://gufo.me/dict/ozhegov (дата обращения: 24.08.2022).
  16. vitamin de: Journal für junge Deutschlerner. URL: https://www.vitaminde.de/ (дата обращения: 20.08.2022).
  17. Мещеряков А. А., Асмус Н. Г. Структурные и прагматические особенности заголовков в политическом медиадискурсе // Художественное произведение в современной культуре: творчество – исполнительство – гуманитарное знание : сб. ст. / сост. А. С. Макурина. Челябинск : Южно-Уральский гос. ин-т искусства им. П. И. Чайковского. 2020. С. 290–298.
  18. Чертоусова С. В. Концептуальная природа заглавия немецкоязычного газетного текста // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 13, вып. 8. С. 203–208. https://doi.org/10.30853/filnauki.2020.8.38
  19. Гончарова Е. А., Шишкина И. П. Интерпретация теста : учеб. пособие по немецкому языку. М. : Высшая школа, 2005. 368 с.
  20. Беглова Е. И. Особенности заголовка в современной газетно-журнальной публицистике // Медиалингвистика. Вып. 4. Профессиональная речевая коммуникация в массмедиа : сб. ст. / под ред. Л. Р. Дускаевой; отв. ред. Н. С. Цветова. СПб. : С.-Петербургский гос. ун-т, ин-т «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций», 2015. С. 151–154.
  21. Жданов С. С. Ученость «Германии туманной»: к комическому образу немецкого ученого в русской литературе конца XVIII – начала XX в. // Вестник СГУГиТ. 2017. Т. 22, № 4. С. 243–256.
  22. Быстрова Т. Ю. Аксиология бренда : к методологии культурного брендинга территории // PR в изменяющемся мире: Региональный аспект. Барнаул : Изд-во Алтайского ун-та, 2011. Вып. 9. С. 85–95.
  23. Lindner R. Textur, imaginaire, Habitus – Schlüsselbegriffe der kulturanalytischen  Stadtforschung // Die Eigenlogik der Städte. Neue Wege für die Stadtforschung / Hg. H. Berking, M. Low. Frankfurt a/M ; New York : Campus Verlag, 2008. S. 83–94.
  24. Савельева О. О. Идеология // Большая российская энциклопедия. URL: https://bigenc.ru/sociology/text/2000230 (дата обращения: 11.08.2022).
  25. Идеология // Новейший философский словарь. URL: https://gufo.me/dict/philosophy/D0%AF (дата обращения: 11.08.2022).
Поступила в редакцию: 
27.08.2022
Принята к публикации: 
12.05.2023
Опубликована онлайн: 
31.08.2023
Опубликована: 
31.08.2023