Известия Саратовского университета. Новая серия.
ISSN 1817-7115 (Print)
ISSN 2541-898X (Online)


cognitive linguistics

Языковая картина мира как одно из основных понятий в современной когнитивной лингвистике

В статье рассматриваются возникновение, развитие и современное состояние термина «языковая картина мира», освещаются различные подходы к его определению, устанавливаются границы смежных с указанным термином категорий.

Функции метафоры в современной речи французских военнослужащих

Обращаясь к произведениям мемуарно-документального характера французских военнослужащих, проходивших службу в составе французских экспедиционных подразделений в период с 2001 по 2012 г., автор выявляет и анализирует функции метафоры. С учетом результатов данного анализа определяется роль метафоры в современной речи французских военнослужащих.

Научные картины мира и их варианты в русском языке

В статье с привлечением материала терминосистем гуманитарных и естественных наук русского языка рассмотрены факторы, способствующие формированию вариантности научных картин мира, рассмотрено соотношение понятий «наивная картина мира», «научная картина мира», «профессиональная картина мира», а также представлена типология вариантов научных картин мира.

Когнитивное пространство метафорических моделей «антагонизма» в дискурсе испанской партии «Подемос»

С помощью инструментов дискурс-анализа исследование выявляет базисные антагонизмы, конституирующие когнитивное пространство дискурса испанской партии «Подемос». Противостояние народа и политиков привело к созданию объединением целостной метафорической модели: «ПОЛИТИКА – это АНТАГОНИЗМ», в дальнейшем разбившейся на несколько типов дискурсивных оппозиций, анализируемых в работе.

Некоторые подходы к изучению семантики предлога à (французский язык)

В статье рассматриваются некоторые подходы к изучению семантики французского предлога à, особенно подходы к изучению пространственного значения. В качестве теоретической базы были выбраны и проанализированы исследования ведущих французских лингвистов, в центре внимания которых находится семантика предлогов, в том числе и предлога à (когнитивный подход).

Термин и понятие «медиа»: аспекты герменевтического исследования

В статье представлены результаты моделирования семантических процессов при герменевтической интерпретации русского термина и понятия «медиа». Рассматривается синонимическая пара: универб медиа и производящее словосочетание средства массовой информации. В результате семантической конденсации компоненты ‘информация’ и ‘массы’ оказываются десемантизованными, в качестве доминантного выступает компонент ‘посредник’.