Известия Саратовского университета. Новая серия.
ISSN 1817-7115 (Print)
ISSN 2541-898X (Online)


русская драматургия

Театральная судьба одной комедии («Бригадир» Д.И. Фонвизина в русском театре)

Рассматривается театральная судьба первого оригинального русского драматического сочинения – комедии Д.И. Фонвизина «Бригадир» и делается попытка осмысления интерпретационного потенциала изучаемого произведения.

В ожидании игры. К вопросам поэтики русской драматургии XIХ века

В статье исследуется мотив, часто встречающийся в фабуле русских комедий XIХ в. в ситуации ожидания игры, обосновывается его принципиальная важность для сюжетостроения пьес и создания образов действующих лиц, прослеживается связь этой внутритекстовой ситуации с действительностью российского общества, его социальным и морально-психологическим климатом.

Нескрытые цитаты. Гоголевские аллюзии в комедиях А. В. Сухово-Кобылина

В статье рассматриваются интертекстуальные связи комедиографии А. В. Сухово-Кобылина с наследием Н. В. Гоголя, исследуются функции этих аллюзий в контексте становления русской реалистической драматургии.

О традициях народной комедии в пьесе А. В. Сухово-Кобылина «Смерть Тарелкина»

Статья исследует связи пьесы-шутки А. В. Сухово-Кобылина «Смерть Тарелкина» с эстетикой народного театра. Проводятся параллели между пьесой Сухово-Кобылина и традиционным «петрушечным представлением», оценивается стилизационное мастерство драматурга и функции этих стилизаций.

К фабуле драматической сатиры М. Е. Салтыкова-Щедрина «Тени». Интрига Шалимова

В статье предлагается новая трактовка организации фабулы и драматического конфликта в драматической сатире М. Е. Салтыкова-Щедрина «Тени». Двигателем сценической интриги, согласно гипотезе автора, является внесценический положительный герой Шалимов, который часто рассматривался литературоведами как «идеальный», далекий от действительности герой. В статье образ Шалимова исследуется с точки зрения политических интриг, в которые втянуты действующие лица пьесы. Также автором статьи выдвигается предположение о причинах внезапной утраты интереса М. Е.

Русская комическая опера XVIII века в ее связях с литературой и театром (на примере оперного творчества В. А. Пашкевича)

Статья направлена на изучение становления и развития русского музыкального театра XVIII в. В центре внимания – оперное творчество В. А. Пашкевича, на примере которого прослеживаются тесные взаимодействия русской литературы и музыки, а также выявляются основные типологические признаки русской комической оперы.

Мотивы прозы Н. В. Гоголя в российских пьесах рубежа ХХ–ХХI вв. («Панночка» Н. Садур / «Вий» В. Сигарева)

Обращение драматургов и театра к прозе Гоголя открывает новые формы понимания классического текста, позволяет найти в нем и глубоко личное авторское, и актуальное для социума иного времени содержание. В пьесах Н. Садур «Панночка» и В. Сигарева «Вий» трансформация гоголевских мотивов раскрывает глубинные смыслы повести. Это сквозные для поэтики Гоголя переживания смутной женобоязни, эсхатологических предчувствий, страха забвения.