Известия Саратовского университета. Новая серия.
ISSN 1817-7115 (Print)
ISSN 2541-898X (Online)


реальность

Изображение реальности в драматургии Дени Дидро

Статья посвящена осмыслению понятия реальности в культурном и научном наследии французского просветителя Дени Дидро. Интерес к данной теме продиктован неустаревающей актуальностью новаторской драматургической теории мыслителя, в которой вопрос об изображении реального является центральным. В ходе анализа были привлечены работы отечественных (Т. Б. Длугач, В. В. Ванслов, К. Горанов) и зарубежных (Ж. Бодрийяр, А. Мениль, К. Аббт, С. Шмиден) философов и литературоведов, которые затрагивали проблему репрезентации реальности в XVIII веке и особенно в творчестве Дени Дидро.

Инаковость индивидуального бытия человека в условиях фейковой реальности

В статье рассматривается феномен фейка и его влияние на индивидуальное бытие человека. В условиях тотальной манипуляции общественным мнением происходит ограничение свободы мысли. Задыхаясь от информационного гиперпотока, человек лишается или утрачивает способность к демаркации истины и лжи. Взяв на вооружение идеологический лозунг «Это совсем другое», признавая важность, оправданность двойных стандартов, фейковая реальность для индивида стало выбором меньшего из двух зол.

Инаковость индивидуального бытия человека в условиях фейковой реальности

В статье рассматривается феномен фейка и его влияние на индивидуальное бытие человека. Анализируются данные исследований отечественных и зарубежных авторов, изучающих указанный феномен. Обозначаются ключевые проблемы, связанные с природой фейка, роль средств массовой информации и новых медиа, приводится авторская дефиниция этого понятия.

Время в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго»

В статье рассматривается временная организация романа «Доктор Живаго» в контексте пастернаковской концепции художественной реальности. Время в романе представлено как ряд пересекающихся взаимоопределяющих пластов: авторское время, время лирического переживания, время персонажей, читательское время, прорывы к вечности создают сложное единство повествовательной структуры.

Пруст–Толстой–Чехов–Набоков: искусство метафоры как способ поиска реальности (на материале лекций по русской и зарубежной литературе В. В. Набокова)

В статье сосредоточено внимание на метафорах Пруста, Толстого, Чехова, понимаемых Набоковым как способ перехода от объективной к субъективной реальности. Проводятся аналогии с представлением о реальности Набокова, нашедшем выражение в его художественном творчестве.

Фантастическое в содержании «Слова о полку Игореве»

В статье рассматривается проявление фантастического в «Слове о полку Игореве» на сюжетно-композиционном и образном уровнях текста.