Известия Саратовского университета. Новая серия.
ISSN 1817-7115 (Print)
ISSN 2541-898X (Online)


исторический роман

Христианская истина и политика в романе Ивлина Во «Елена»

Роман И. Во «Елена» (1950) рассматривается как выдающееся художественное размышление писателя о наиболее близких ему проблемах: о природе власти в обществе и о возможности обрести выход из кризисного сознания ХХ в. в истине католической религии. В католической церкви Англии к Во всегда относились с подозрением, подчеркивая его «неправильный» католицизм; с опорой на труды биографов и интерпретаторов творчества Во анализируются особенности рецепции писателем католической ортодоксии.

Образ царевны Софьи в исторических романах 1870-1880 гг.

Статья посвящена анализу образа царевны Софьи в исторических романах «Престол и монастырь» (1878) П.В.Полежаева, «Царь-девица» (1878) Вс.С.Соловьева, «Великий раскол» (1878) и «Царь Петр и правительница Софья» (1880) Д.Л.Мордовцева, «На высоте и на доле: Царевна Софья» (1879) Е.П.Карновича. Особенностью этих произведений является то, что они созданы примерно в одно время на материале одних и тех же исторических источников, имеют близкий сюжет и различаются трактовкой изображенных событий и характеров.

Феномен древнерусского юродства в художественном пространстве романа М.Н. Загоскина «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году»

XVII век – эпоха Смутного времени и период расцвета юродства на Руси. Создавая первый русский исторический роман, М.Н. Загоскин не мог не ввести в повествовательную ткань фигуру христианского подвижника. В статье показана возможность прочтения эпизодов, где участвует юродивый, с привлечением текста Священного Писания.

Христианская истина и политика в романе Ивлина Во «Елена»

Роман И.Во «Елена» (1950) рассматривается как выдающееся художественное размышление писателя о наиболее близких ему проблемах: о природе власти в обществе и о возможности обрести выход из кризисного сознания ХХ в. в истине католической религии. В католической церкви Англии к Во всегда относились с подозрением, подчеркивая его «неправильный» католицизм; с опорой на труды биографов и интерпретаторов творчества Во анализируются особенности рецепции писателем католической ортодоксии.

Оценщик рисков: образ Томаса Кромвеля в исторической прозе Хилари Мантел

Образ Томаса Кромвеля в исторической прозе Хилари Мантел рассматривается как воплощение идеи рационального контроля социальных рисков. Выявляется эволюция образа от ценностей становящейся буржуазии в сторону ценностей феодальных. Анализируется художественное мастерство Мантел-психолога.

Категория жанра в современном литературоведении (к проблеме идентификации историософского романа)

В статье рассматриваются наиболее авторитетные концепции жанра как литературоведческой категории, выявляются альтернативные подходы к ее осмыслению, определяются методологические принципы жанровой идентификации исторического и историософского романа.

РУССКИЕ РЕЦЕНЗЕНТЫ О МАРГЕРИТ ЮРСЕНАР

Статья предлагает историю публикаций переводов произведений М. Юрсенар на русский язык начиная с 1984 г. и систематизирует оценки и подходы к творчеству французской писательницы, параллельно складывавшиеся в отечественной критике.

 

После историографической метафикции: «Хэмнет» Мэгги О’Фаррелл

Привлекшая к себе внимание новинка 2020 г., исторический роман Мэгги О’Фаррелл «Хэмнет» о сыне Шекспира, рассматривается как продолжение традиции постмодернистского «шекспировского романа» Э. Бёрджесса и Р. Ная, однако основные особенности историзма и повествовательной техники О’Фаррел возводятся к образцу трилогии о Кромвеле Хилари Мантел.

Жанровые модификации и «поиски жанра» в романе Тимура Кибирова «Генерал и его семья»

Жанровое обозначение романа Тимура Кибирова «Генерал и его семья» вызвало несогласие литературных критиков. Исторический роман, семейная сага, роман-центон, роман о психологии и нравственности в позднем СССР – таков спектр суждений о жанровой специфике романа, уточнить параметры которой позволяет настоящая статья. Жанровым каркасом текста является локальная и вместе с тем характерная для изображаемой эпохи история семьи на фоне большой советской истории.