Известия Саратовского университета. Новая серия.
ISSN 1817-7115 (Print)
ISSN 2541-898X (Online)


Гоголь

«Смыслоёмкость» малой прозы Велимира Хлебникова («Жители гор»)

В статье на примере анализа рассказа «Жители гор» рассматриваются особенности малой прозы В. В. Хлебникова в контексте его историко-философских воззрений и преемственных связей с русской классической литературой.

Самоистолкование и поиск «Внутреннего человека» в «Выбранных местах из переписки с друзьями» Н. В. Гоголя

В статье анализируются проблемы самоистолкования в «Выбранных местах из переписки с друзьями» Н. В. Гоголя показано, что диалектика религиозного и эстетического в дискурсе признания о себе связана с авторской концепцией «внутреннего» человека.

В ожидании игры. К вопросам поэтики русской драматургии XIХ века

В статье исследуется мотив, часто встречающийся в фабуле русских комедий XIХ в. в ситуации ожидания игры, обосновывается его принципиальная важность для сюжетостроения пьес и создания образов действующих лиц, прослеживается связь этой внутритекстовой ситуации с действительностью российского общества, его социальным и морально-психологическим климатом.

Мотив заколдованного места в малороссийских циклах Н. В. Гоголя: от описаний к поискам первопричины

В статье проводится краткий анализ «Вечеров на хуторе близ Диканьки» и «Миргорода» с точки зрения взаимодействия и развития мотива заколдованного места и мотива странных превращений, намечается их последовательная идейная взаимосвязь со сборником «Арабески».

Нескрытые цитаты. Гоголевские аллюзии в комедиях А. В. Сухово-Кобылина

В статье рассматриваются интертекстуальные связи комедиографии А. В. Сухово-Кобылина с наследием Н. В. Гоголя, исследуются функции этих аллюзий в контексте становления русской реалистической драматургии.

Кузнец Вакула в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» как образ «порогового человека»

В статье проводится анализ образа кузнеца Вакулы как одного из характерных для творчества гоголя «пороговых людей», в природе которых совершается переход от потустороннего мира к человеческой реальности.

«Слово действующее» в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

В статье исследуются художественные функции мотивов молвы и славы в сюжете повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба», их внутренняя связь с фольклорной традицией. Рассматривается культурологическая природа запорожских Рад и проводятся аналогии с текстом повести.

Гоголевское в романе О. Д. Форш «Ворон» (опыт нового осмысления)

В статье рассматриваются разные формы реализации мысли о Гоголе в романе О. Д. Форш «Ворон». В том числе анализируется не вошедшая в канонический текст часть главы «Ворон». Поднимается вопрос о причинах невключения ее в окончательный вариант романа.

Мотив пристального взгляда в петербургском цикле Н. В. Гоголя

В статье проводится анализ повестей петербургского цикла с точки зрения мотива пристального взгляда, описывается процесс визуального «достраивания» реальности персонажами Гоголя.

Немецкая тема в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»

В статье рассматриваются различные упоминания немцев и Германии в поэме Гоголя «Мёртвые души» и, как следствие, восприятие самим автором немецкой ментальности в период создания произведения.

Страницы