Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия: Филология. Журналистика

ISSN 1817-7115 (Print)
ISSN 2541-898X (Online)


Для цитирования:

Шевченко В. Д., Шевченко Е. С. Взаимодействие религиозного, исторического и художественного дискурсов в массмедиа // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2025. Т. 25, вып. 1. С. 40-46. DOI: 10.18500/1817-7115-2025-25-1-40-46, EDN: ISFBCP

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
[070:004]:811.111(73)’42
EDN: 
ISFBCP

Взаимодействие религиозного, исторического и художественного дискурсов в массмедиа

Авторы: 
Шевченко Вячеслав Дмитриевич, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева
Шевченко Екатерина Сергеевна, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева
Аннотация: 

Статья посвящена актуальной проблеме взаимодействия различных дискурсов в рамках американского медиадискурса на материале статей интернет-версии журнала «National Geographic». В настоящее время медиадискурс является точкой пересечения разных дискурсов, взаимодействующих в соответствии с интенцией и прагматическими целями создателей материалов. Медиадискурс становится полидискурсивным, поскольку журналисты стремятся продемонстрировать наличие одинаковых или похожих составляющих когнитивных моделей ситуаций в составе разных дискурсов. Актуальность исследования обусловлена значимостью воздействия, которое оказывает комбинированный дискурс на процесс убеждения и на сознание читателя. Авторы рассматривают процесс взаимодействия дискурсов, который происходит при помощи знаков-символов, включаемых в состав медиадискурса. Целью исследования является анализ используемых в медиатексте языковых знаков, принадлежащих разным дискурсам и репрезентирующих определенные ситуации, которые, таким образом, оказываются соположенными в медиадискурсе. Также анализируются языковые способы выделения доминантных составляющих репрезентируемых когнитивных моделей ситуаций, которые выдвигаются также благодаря взаимодействию между знаками разных дискурсов. В ходе исследования использовались методы дискурс-анализа и семиотического анализа. Сделан вывод о том, что благодаря включению знаков исторического, религиозного, художественного и фольклорного дискурсов медиадискурс приобретает характер полидискурсивного. В результате создается комбинированный дискурс, в котором одно временно представлены все взаимодействующие дискурсы, и все они оказывают влияние на восприятие каждого из них и всех в целом, наделяя один и тот же объект разными характеристиками и представляя, таким образом, его с разных точек зрения. В результате наложения разных ментальных пространств – фреймов – происходит формирование нового фрейма, включающего все представленные в медиадискурсе. Включение знаков других дискурсов, создание полидискурсивности обусловлено целью журналиста привлечь внимание к религиозной стороне жизни, важности овладения религиозным знанием, в том числе и при помощи истории, литературы, фольклора, кино.

Список источников: 
  1. Белоглазова Е. В. О вариативности проявления дискурсной гетерогенности // Вестник Томского государственного университета. 2010. № 332. С. 15–19.

  2. Канашина С. В. Когнитивные основания полидискурсивности в интернет-мемах // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 12 (90), ч. 2. С. 313–317. https://doi.org/10.30853/filnauki.2018-12-2.25, EDN: YPSOAH.

  3. Иерусалимская А. О. О соотношении терминов «полидискурсивность» и «интердискурсивность» // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2016. № 1. С. 54–58. EDN: VWKTST.

  4. Георгинова Н. Ю. Прагматический аспект функционирования интердискурсивных включений в детективном тексте // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 9 (51), ч. 2. С. 74–77. EDN: UGAUMB.

  5. Добросклонская Т. Г. Медиалингвистика: актуальные направления изучения медиаречи // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2020. № 4. С. 26–38. EDN: GDKUAD.

  6. Менджерицкая Е. О. Дискурсосфера печатных СМИ: игра на выживание. М. : МАКС Пресс, 2017. 310 с.

  7. Раздуев А. В., Полякова Е. В. Когнитивные параметры характеризации профессионального медиадискурса (на примере медиадискурса о нанотехнологиях) // Вестник Пятигорского государственного университета. 2023. № 2. С. 151–155. https://doi.org/10.53531/25420747_2023_2_151.

  8. Радина Н. К. Методика идентификации контекстуальных идеологем в цифровом медиадискурсе (на примере медиадискурса о пандемии COVID-19) // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2021. № 5. С. 116–136. https://doi.org/10.30547/vestnik.journ.5.2021.116136.

  9. Гуслякова А. В. Американский медиадискурс vs британский медиадискурс: поликодовость, креолизация, прагматизм // Актуальные проблемы сопоставительного языкознания и лингводидактики : материалы вузовской конф. с междунар. участием (Москва, 21 апреля 2021 г.) / под общ. ред. А. А. Осиповой. М. : Спутник+, 2021. С. 29–39. EDN: LGFUCK.

  10. Сулина О. В. Политический медиадискурс как элемент дискурсивного пространства // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2014. № 1. С. 217–222. EDN: SEQIPD.

  11. Soloveva Y. A., Pershina N. G. Socio-pragmatic aspect of media discourse on COVID-19 vaccination // Russian Linguistic Bulletin. 2023. № 7 (43). https://doi.org/10.18454/RULB.2023.43.21.

  12. Solntseva E. S. Text model in mass media discourse // World of Science. Series: Sociology, Philology, Cultural Studies. 2020. Vol. 11, № 2. P. 17. EDN: JBAQRF.

  13. Kochetova L. A. Linguocultural specifics of artificial intelligence representation in the English language media discourse: Corpus-based approach // Science Journal of Volgograd State University. Linguistics. 2023. Vol. 22, № 5. P. 6–18. https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2023.5.1.

  14. Лурия А. Р. Язык и сознание. М. : Изд-во Московского ун-та, 1979. 320 с.

  15. Halliday M. A. K. An Introduction to Functional Grammar. London : Hodder Arnold, 2004. 689 p.

  16. Fauconnier G., Turner M. The Way We Think. Conceptual Blending and the Mind’s Hidden Complexities. London : Hachette UK, 2008. 464 p.

Поступила в редакцию: 
19.08.2024
Принята к публикации: 
14.11.2024
Опубликована онлайн: 
28.02.2025
Опубликована: 
28.02.2025