Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия: Филология. Журналистика

ISSN 1817-7115 (Print)
ISSN 2541-898X (Online)


Для цитирования:

Хисямутдинова С. Р. «Воюющее тело» в поэзии эпохи «оттепели» // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2024. Т. 24, вып. 4. С. 434-442. DOI: 10.18500/1817-7115-2024-24-4-434-442, EDN: RIEVSZ

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
821.161.1.09-1|19|+929
EDN: 
RIEVSZ

«Воюющее тело» в поэзии эпохи «оттепели»

Авторы: 
Хисямутдинова София Ринатовна, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Аннотация: 

В статье прослеживается трансформация телесной образности в лирике тринадцати ключевых поэтов-фронтовиков, начавших творить в военные годы и продолжавших писать во время «оттепели»: О. Берггольц, С. Гудзенко, Ю. Друниной, Ю. Левитанско го, А. Межирова, Б. Окуджавы, Н. Панченко, Д. Самойлова, И. Сельвинского, К. Симонова, Б. Слуцкого, Я. Смелякова, А. Твардовского. В процессе анализа выявляются шесть типов телесных образов в творчестве исследуемых авторов: сенсорные, морбуальные, мортальные, мнемонические, возрасто и гендерно ориентированные. Рассматривается изменение функций этих образов в послевоенной лирике, вызванное переосмыслением проблем жизни и смерти, войны и мира, памяти и забвения, возраста и поколения, любви и дружбы, эпохи и творчества. По нашим наблюдениям, телесная образность в военные годы по преимуществу фиксировала сиюминутные ощущения: холод, голод, боль, страх, близость смерти, ярость и др. Доминировали сенсорные, морбуальные, мортальные функции телесности. Военная лирика преодолела многие табу, касающиеся изображения страдающей и сопротивляющейся плоти. В то же время телесная образность служила и сильным эмоциональным средством утверждения официального нарратива борьбы и победы над врагом. В период «оттепели» поэты-фронтовики использовали телесный код для более глубокого осмысления опыта пережитой травмы. На первый план выходят мнемоническая, возрасто и гендерно ориентированные функции телесных образов. Тело хранит память о пережитом, по-новому осознает свой (не биологический) возраст, заново открывает гендерную идентичность, ощущает свою смертность. Одновременно происходит метафоризация освоенных в военное время сенсорных, морбуальных, мортальных образов. Боль, осколок, ран а, холод и другие перемещаются из физического плана в духовный. Военный опыт вступает в конфликтные отношения с новой сенсорикой мирной жизни и становится основой консолидации фронтового поколения, ищущего своего места в послевоенной поэзии.

Список источников: 
  1. Берестовская Д. С. Героическое и трагическое в литературе о Великой Отечественной войне (по страницам книг писателей-фронтовиков). Симферополь: Диайпи, 2015. 120 с. EDN: YVFNVR.

  2. Ахмедова Г. П. Поэзия и драматургия периода Великой Отечественной войны // Историко-педагогические чтения. 2020. № 24. С. 190–194. EDN: FASJIY.

  3. Балабанович И. С. Поэзия Д. Самойлова как опыт проживания военной травмы // Энергия травмы: сб. науч. ст. / под науч. ред. Т. Е. Автухович. Гродно: ГрГУ им. Янки Купалы, 2023. С. 406–415. EDN: TUMNXA.

  4. Логинова Ю. В., Никитина И. Н. Проблема военного детства в лирике К. Симонова и М. Дудина // Великая Отечественная война в исторической памяти поколений: изучение, интерпретация, уроки прошлого: материалы Всерос. науч.-практ. студ. конф., приуроченной к 80-летию освобождения Брянщины. Брянск: Изд-во Брянского гос. ун-та им. академика И. Г. Петровского, 2023. С. 74–79. EDN: BLMLYB.

  5. Дашевская О. А. Поэзия Великой Отечественной войны: эстетика, проблематика, жанрово-стилевые тенденции: учеб.-метод. пособие для студентов филологов. Томск: Изд-во Томского гос. ун-та, 2016. 136 с.

  6. Валитов А. Р. Художественная литература о Великой Отечественной войне и её участие в процессе формирования национального самосознания // Язык и общество. Диалог культур и традиций: сб. материалов 74-й Междунар. науч. конф., а также материалы 5-го межрегион. науч.-практ. семинара «Перевод в современном мире. Современный мир в переводе». Ярославль: Ярославский гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского, 2020. С. 40–48. EDN: JFNNUV.

  7. Чудакова М. О. «Военное» стихотворение Симонова «Жди меня...» (июль 1941 г.) в литературном процессе советского времени // Новое литературное обозрение. 2002. № 6 (58). С. 223–259. EDN: GYDLOF.

  8. Прозорова Н. А. Женские образы и визуализация травмы в блокадном тексте Ольги Берггольц // Сибирский филологический журнал. 2021. № 4. С. 110–123. https://doi.org/10.17223/18137083/77/9, EDN: OAYRUP.

  9. Хисамутдинова Р. Р. Юлия Друнина: Поэт. Фронтовик. Человек // Взгляд через столетие: революционная трансформация 1917 года (общество, политическая коммуникация, философия, культура): сб. ст. всерос. науч.-практ. конф. к 100-летию Великой Октябрьской социалистической революции / под ред. О. В. Милаевой, О. В. Черновой. Прага: Vedecko vydavatelske centrum Sociosfera-CZ s.r.o., 2017. С. 227–235. EDN: ZFZAXV.

  10. Иванов Е. Е. Антивоенная позиция лирического героя в поэзии Б. Окуджавы // Молодой ученый. 2017. № 7 (141). С. 579–583. EDN: XXKAPD.

  11. Никонова О. Ю. Женщины, война и «фигуры умолчания» // Память о войне 60 лет спустя: Россия, Германия, Европа / ред.-сост. М. Е. Габович. М.: Новое литературное обозрение, 2005. С. 563–577. (Библиотека журнала «Неприкосновенный запас»).

  12. Кукулин И. В. Регулирование боли (Предварительные заметки о трансформации травматического опыта Великой Отечественной / Второй мировой войны в русской литературе 1940–1970-х годов) // Неприкосновенный запас. 2005. № 2–3 (40–41). С. 324–336.

  13. Максимов В. В. Типы телесной образности в контексте повествований о войне 1941–1945 гг. // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013. № 3 (21): в 2 ч. Ч. 2. С. 124–126.

  14. Ваньке А. В. Семантика маскулинной телесности в пространстве социальных различий: автореф. … дис. канд. социол. наук. М., 2013. 21 с.

  15. Мейер-Фраатц А. Военное тело в романе «Асан» Владимира Маканина // Вестник СПбГУ. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. 2016. Вып. 3. С. 120–128. https://doi.org/10.21638/11701/spbu09.2016.314.

  16. Климов С. Н., Михайлова А. Е. Философско-историческая ретроспектива понимания женской телесности: от греческой Античности до Нового времени // Социально-гуманитарные знания. 2024. № 3. С. 139–143.

  17. Галуцких И. А. О понятии «художественная телесность» // Гуманитарный научный журнал. 2015. № 1. С. 13–14. EDN: TYWBZN.

  18. Кихней Л. Г., Полтаробатько Е. Д. Феноменология тела в поэзии Анны Ахматовой акмеистического периода // Филологические открытия. 2016. № 3. С. 76–87. EDN: XIIOTH.

  19. Берггольц О. Ф. Собр. соч.: в 3 т. Л.: Художественная литература, Ленингр. отд-ние, 1972–1973.

  20. Самойлов Д. С. Стихотворения. СПб.: Академический проект, 2006. 804 с. (Библиотека поэта (Новая библиотека поэта)).

  21. Сельвинский И. Л. Собр. соч.: в 6 т. Т. 1. Стихотворения. М.: Художественная литература, 1971. 702 с.

  22. Друнина Ю. В. Избранное: в 2 т. Т. 1. Стихотворения, 1942–1978. М.: Художественная литература, 1989. 654 с.

  23. Левитанский Ю. Д. Земное небо. М.: Советский писатель, 1963. 134 с.

  24. Смеляков Я. В. Собр. соч.: в 3 т. Т. 1. Стихотворения. 1931–1965. М.: Молодая гвардия, 1977. 432 с.

  25. Симонов К. М. Собр. соч.: в 10 т. Т. 1. Стихотворения. Поэмы. Вольные переводы. М.: Художественная литература, 1979. 670 с.

  26. Панченко Н. В. Стихи / авт. предисл. С. Чупринин. М.: Художественная литература, 1983. 317 с.

  27. Твардовский А. Т. Собр. соч.: в 6 т. М.: Художественная литература, 1977–1978.

  28. Межиров А. П. Избр. Произведения: в 2 т. / вступ. ст. А. Урбана. Т. 1. Из ранних стихов. Переводы. М.: Художественная литература, 1981. 335 с.

  29. Окуджава Б. Ш. Малое собр. соч. СПб.: Азбука, 2021. 576 с.

  30. Слуцкий Б. А. Собр. соч.: 3 т. / вступ. ст., сост. с науч. подг. текста, коммент. Ю. Болдырева. М.: Художественная литература, 1991. Т. 1. Стихотворения, 1939–1961. 542 с. Т. 2. Стихотворения, 1961–1972. 574 с.

  31. Гудзенко С. П. Дальний гарнизон: Стихотворения. Поэма / сост. и послесл. С. Ярославцевой. М.: Советская Россия, 1984. 160 с.

  32. Левитанский Ю. Д. Стороны света. М.: Советский писатель, 1959. 104 с.

  33. Деген И. Л. Стихи из планшета гвардии лейтенанта Иона Дегена. Рамат-Ган, 1991. 72 с.

  34. Лицарева К. К. «Эстетические варианты» и «версия человека» в творчестве поэтов военного поколения // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2010. № 2 (1). С. 83–88.

  35. Скрипова О. А. Образ фронтовой молодости в поэзии Юлии Друниной // Филологический класс. 2010. № 23. С. 55–57. EDN: OIKHKZ.

  36. Науменко-Порохина А. В. Русская патриотическая лирика второй половины ХХ века. М.: Спутник+, 2021. 191 с. EDN: SEWPOH.

  37. Сурков А. А. Избранные стихи: в 2 т. Т. 1. Стихотворения. М.: Художественная литература, 1974. 502 с.

  38. Стихи о Великой Отечественной: в 2 кн. / под ред. В. Булановой, О. Новиковой. Кн. 1. М.: Художественная литература, 1985. 384 с.

  39. Авраменко А. А. Наследник Серебряного века // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2013. № 3. С. 7–38. EDN: PJPLNE.

Поступила в редакцию: 
20.08.2024
Принята к публикации: 
28.08.2024
Опубликована онлайн: 
29.11.2024
Опубликована: 
29.11.2024