Для цитирования:
Алтынбаева Г. М., Герасимова Л. Е. Образ П. А. Столыпина у А. И. Солженицына // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2022. Т. 22, вып. 2. С. 238-244. DOI: 10.18500/1817-7115-2022-22-2-238-244, EDN: LCLZPW
Образ П. А. Столыпина у А. И. Солженицына
В статье на материале «Красного Колеса», «Дневника Р-17», мемуаристики и публицистики А. И. Солженицына проанализирован образ П. А. Столыпина. Авторы прослеживают, каким путём шёл писатель в работе над художественным воплощением образа одного из самых выдающихся отечественных государственных деятелей ХХ в., показывают мастерство Солженицына в стремлении открыть читателю всю «рельефность», «экспрессивность» этой великой фигуры и значение судьбы Столыпина для будущего России. Авторы исследования прослеживают, как в «Красном Колесе» судьба Столыпина связана с судьбой России, поднимаясь вслед за Солженицыным к пониманию Столыпина как ответственного перед Россией «делателя». В ходе исследования подробно проанализирована столыпинская глава с обзорами в «Августе Четырнадцатого». Это позволило авторам статьи осознать образ Столыпина, с одной стороны, как «узловой» в «Красном Колесе», с другой стороны, как любимого солженицынского героя, при всей достоверности всё-таки поданного очень лично, сочувственно, через «диалектику души». Перед читателем предстаёт прямолинейный, волевой, динамичный, целеустремлённый и нравственно выдержанный политик. Важны для понимания образа Столыпина сюжетные линии Гучкова, Богрова, Николая II. Обращая внимание на этих героев, авторы статьи показывают роль Столыпина и в их судьбах. В «Красном Колесе» художественный образ Столыпина создается сложными формами несобственно-прямой речи, цитирования, свободного косвенного дискурса, чередованием сцен и сводок (суммарного изложения событий), богатством авторских «врезок», многофункцио нальностью иронии. В ходе исследования к работе были привлечены тексты выступлений П. А. Столыпина, воспоминания его детей, биография, мнения историков. Выбранный исторический контекст позволил глубже понять солженицынский историзм и историософское мышление писателя.
- Солженицын А. И. Угодило зёрнышко промеж двух жерновов. Очерки изгнания. Часть вторая (1979–1982) // Новый мир. 2000. № 9. С. 112–183.
- Солженицын А. И. Публицистика : в 3 т. Т. 3. Статьи, письма, интервью, предисловия. Ярославль : Верхне-Волж. кн. изд-во, 1997. 560 с.
- Солженицын А. И. Собр. соч. : в 9 т. Т. 7. В Советском Союзе. 1967–1974 ; На Западе. 1974–1989. М. : ТЕРРА-Книжный клуб, 2001. 512 с.
- Солженицын А. И. Собр. соч. : в 9 т. Т. 8. Публицистика : На западе. 1990–1994 ; В России. 1994–2003. М. : ТЕРРА-Книжный клуб, 2005. 576 с.
- Солженицын А. И. Публицистика : в 3 т. Т. 2. Общественные заявления, письма, интервью. Ярославль : Верхне-Волж. кн. изд-во, 1996. 624 с.
- Солженицын А. И. Собр. соч. : в 30 т. Т. 26. Двести лет вместе. Ч. 1. В дореволюционной России. М. : Время, 2015. 512 с.
- Soljénitsyne A. Journal de La Roue rouge / traduit de russepar F. Lesourd. Paris : Fayard, 2018. 704 p.
- Солженицын А. И. Собр. соч. : в 30 т. Т. 8. Красное Колесо : Повествованье в отмеренных сроках в четырёх Узлах. Узел 1 : Август Четырнадцатого. Кн. 2. М. : Время, 2006. 536 с.
- Пугачев В. В. Кто победил 14-го декабря? // Россия/ Russia : Studi e recherche a cura di Vittorio Strada. 1993. Vol. 8, № 1–2. P. 33–41.
- Столыпин П. А. Нам нужна Великая Россия… : Полное собрание речей в Государственной думе и Государственном совете. 1906–1911. М. : Молодая гвардия, 1991. 410 с.
- Столыпин А. П. Столыпин и Николай II в «Августе Четырнадцатого» // Посев. 1984. № 3. С. 58–60.
- Солженицын А. И. Собр. соч. : в 30 т. Т. 1. Рассказы и Крохотки. М. : Время, 2007. 672 с.
- Бок М. П. П. А. Столыпин : Воспоминания о моем отце. М. : Современник, 1992. 321 с.
- Розанов В. В. Историческая роль Столыпина (8 октября 1911) // Среднерусский вестник общественных наук. 2007. № 1 (2). С. 130–133.
- Ольденбург С. С. Царствование императора Николая II. М. : Центрполиграф, 2018. 654 с.
- Нива Ж. Солженицын / пер. с фр. С. Маркиш в сотр. с автором. М. : Художественная литература, 1992. 189 с