Образец для цитирования:

Тырышкина Е. В. Кукла и ее двойник («История парикмахерской куклы» А. В. Чаянова, 1918) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2019. Т. 19, вып. 3. С. 341-345. DOI: https://doi.org/10.18500/1817-7115-2019-19-3-341-345


УДК: 
821.161.109-31+929Чаянов
Язык публикации: 
русский

Кукла и ее двойник («История парикмахерской куклы» А. В. Чаянова, 1918)

В статье рассматриваются трансформация и функционирование сюжета «Пигмалион и Галатея» в повести А. В. Чаянова. Специфика повести заключается в многомерной игре с мифами (Афродита,Медуза Горгона, Изида) и литературными традициями (Дж. Казанова, И. В. Гете, Л. Тик, Э. Т. А. Гофман, Г. Гейне, А. Блок и др.), а структурные уровни текста подчинены принципу зеркального удвоения. Известный тезис О. Фрейденберг о том, что «идея куклы параллельна идее божества-актера-покойника», в произведении А. В. Чаянова получает своеобразное воплощение в неоромантическом/декадентском варианте: мир – это дьявольский театр, где меняются роли и маски по законам вечного повторения.

Список литературы
  1. Cohen J. Human Robots in Myth and Science. L., 1966. P. 61–67.
  2. Two Floras. About the Exibition. 01.06.2016–04.09.2016. URL: http://www.hermitagemuseum.org/... (дата обращения: 01.12.2018).
  3. Букс Н. «Парикмахерский код» в русской культуре XX века // Интерпретация и авангард : межвуз. сб. науч. тр. / под ред. И. Е. Лощилова. Новосибирск, 2008. С. 246–247.
  4. Зенкин С. Французская готика : в сумерках наступающей эпохи // Infernaliana. Французская готическая проза XVIII–XIX веков. М., 1999. С. 12–13.
  5. Зырянов О. Теоретическая модель «вторичного» литературного жанра // Текст и тексты : межвуз. сб. науч. тр. Новосибирск, 2010. С. 7–8.
  6. Меднис Н. Венеция в русской литературе. Новосибирск, 1999. С. 198–206.
  7. Муравьев В. Творец московской гофманианы // Чаянов А. Венецианское зеркало. Повести. М., 1989. С. 16, 29, 30, 32, 34, 35, 41- 44, 48, 52-53.
  8. Плютова М.. Оживший манекен в новелле А. Грина «Серый автомобиль» // Ярослав. пед. вестн. 2013. № 4. Т. I (Гуманитарные науки). С. 221–223.
  9. Россомахин А. Архитектор, ботаник и антрополог : скрытая рецепция «Флейты» в книге А. В. Чаянова // Сергеева-Клятис А., Россомахин А. «Флейта-позвоночник» Владимира Маяковского : Комментированное издание. Статьи. Факсимиле. СПб., 2015. С. 51–67.
  10. Федяй Д. Статуя в эдикуле и манекен в витрине : живое, неживое, оживающее // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 7 (57) : в 2 ч. Ч. 1. С. 181.
  11. Фрейденберг О. Миф и театр. Лекции по курсу «Теория драмы» для студентов театральных вузов. М., 1988. С. 19.
  12. Якобсон Р. Статуя в поэтической мифологии Пушкина // Якобсон Р. Работы по поэтике : Переводы. М., 1987. С. 145–180.
Текст в формате PDF: