Для цитирования:
Маматов Г. М., Тырышкина Е. В. Инсективная символика в творчестве Б. Поплавского: цикады и кузнечики // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2025. Т. 25, вып. 1. С. 85-91. DOI: 10.18500/1817-7115-2025-25-1-85-91, EDN: LLCSUB
Инсективная символика в творчестве Б. Поплавского: цикады и кузнечики
В статье анализируется символика цикады/кузнечика в творчестве Бориса Поплавского в контексте культуры Античности и Серебряного века на материале лирики и прозы. Эти насекомые нередко понимаются как единый образ, в чем поэт следует античной традиции, образ цикады/кузнечика является лиминальным, медиатором между мирами, соединяя прошлое и настоящее, что позволяет пережить состояние гармонического единения со Вселенной, состояние природной первозданности. Цикада и кузнечик связаны с музыкой, но цикада в большей степени является аполлоническим существом, служительницей муз, чье пение раздается на фоне буколического летнего пейзажа. Если образ цикады тяготеет к полюсу аполлонического, то образ кузнечика, в том случае, когда они различаются, – к полюсу дионисийства, буйной творческой стихии, энергии вдохновения. Он превращается в фантастическое/ химерическое существо, зримое олицетворение инобытия (кузнечик среди гномов и эльфов, конь-автомобиль-кузнечик, кузнечик поезд). Особое явление представляет собой символизация звуков, которые производят цикада и кузнечик, как самодовлеющей силы, этот стрекот/рокот олицетворяет некий природный гул, грозную протомузыку вдохновения, над которой поэт не властен. Если единый образ этих насекомых в духе античности был знаком переживания целокупности бытия, их пение завораживало, но многократно усиленные пугающие звуки позволяют обрисовать «музу» поэта с чудовищными чертами гигантского насекомого, а творчество становится не только избранничеством, но и проклятием, в чем Б. Поплавский обнаруживает свою близость А. Блоку.
-
Ponomareff C. Boris Poplavsky: Poet of Unknown Destination // Ponomareff C. One Less Hope: Essays on Twentieth-Century Russian Poets. New-York: Editions Rodopi BV, 2006. P. 72–92. https://doi.org/10.1163/9789401202886_006.
-
Компарелли Р. Лирика Б. Ю. Поплавского: мотивы, сюжеты, образы: дис… канд. филол. наук. Томск, 2015. 194 с. EDN: YHFJMH.
-
Менегальдо Е. Поэтическая вселенная Бориса Поплавского. СПб.: Алетейя, 2007. 284 с. EDN: PBQTYZ.
-
Прадивлянная Л. Парадоксы сюрреализма и их языковая реализация (на материале поэзии Б. Поплавского) // Годишник на Шуменския университет «Епископ Константин Преславски». Факултет по хуманитарни науки. 2022. № 1. С. 295–305. https://doi.org/10.46687/VRZN3213.
-
Милькович Н. Три разговора о Поплавском: Поэтика Бориса Поплавского через призму интертекстуальности. Белград: Филологический фак-т Белградского ун-та, 2022. 233 с.
-
Трессидер Д. Словарь символов / пер. с англ. С. Палько. М.: Гранд, ФАИР-Пресс, 1999. 448 с.
-
Грейвс Р. Мифы Древней Греции / пер. с англ. К. Лукьяненко. Екатеринбург: У-Фактория, 2005. 1008 с. (Bibliotheca mythologica).
-
Гнедич Н. И. Стихотворения. Л.: Советский писатель, Ленингр. отд-ние, 1956. 872 с. (Библиотека поэта. Большая серия. 2-е издание).
-
Платон. Собр. соч.: в 4 т. / под общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса; пер. с древнегреч. М. С. Соловьева [и др.]. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2007. Т. 2. 626 с.
-
Джулиано Д. Цикады в поэзии Вяч. Иванова и А. Белого // Вячеслав Иванов. Исследования и материалы. Вып. 1 / отв. ред. К. Ю. Лаппо-Данилевский, А. Б. Шишкин. СПб.: Изд-во Пушкинского Дома, 2010. С. 35–41.
-
Ханзен-Леве О. А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Мифопоэтический символизм. Космическая символика / пер. с нем. М. Ю. Некрасова. СПб.: Академический проект, 2003. 816 с. (Современная западная русистика, т. 48).
-
Тарановский К. Ф. О поэзии и поэтике. М.: Языки русской культуры, 2000. 432 с. (Studia poetica).
-
Иванов В. И. Прозрачность. Вторая книга лирики. М.: Скорпион, 1904. 180 с.
-
Иванов В. И. Нежная тайна. Лепта. СПб.: Оры, 1912. 119 с.
-
Мандельштам О. Э. Полн. собр. стихотворений. СПб.: Академический проект, 1995. 720 с. (Новая библиотека поэта).
-
Семенко И. М. Поэтика позднего Мандельштама (От черновых редакций к окончательному тексту). Рим: Carucci editore Roma, 1986. 128 с. (Eurasiatica).
-
Поплавский Б. Ю. Собр. соч.: в 3 т. М.: Книжница, Русский путь, Согласие, 2009. Т. 1. Стихотворения. 562 с. Т. 2. Проза. 466 с.
-
Мифы народов мира: энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. М.: Советская энциклопедия, 1980–1982. Т. 1. А–К. 1980. 672 с.; Т. 2. К–Я, 1982. 720 с.
-
Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. Т. 2. М.: Гос. изд-во иностр. и нац. словарей, 1956. 779 с.
-
Гура А. В. Символика животных в славянской народной традиции. М.: Индрик, 1997. 912 с. EDN: TOHUMH.
-
Поплавский Б. Ю. Куски. Париж: Гилея, 2012. 12 с. URL: https://traumlibrary.ru/book/poplavskiy-kuski/poplavskiy-kuski.html#s002 (дата обращения: 08.09.2024).
-
Тырышкина Е. В. Сюжет творчества в лирике Бориса Поплавского // Феномен русской эмиграции / под ред. О. Блашкив, Р. Мниха. Siedlce: Instytut Kultury Regionalnej i Badań Literackich im. Franciszka Karpińskiego, 2020. С. 117–135. EDN: WQUYXR.