Для цитирования:
Марков А. В. Философские константы в творческом самоопределении песенных поэтов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2023. Т. 23, вып. 4. С. 408-415. DOI: 10.18500/1817-7115-2023-23-4-408-415, EDN: KEPREC
Философские константы в творческом самоопределении песенных поэтов
В статье сопоставлены взгляды на природу творчества зарубежных философов, их рецепция в отечественном литературоведении и художественная реализация некоторых положений в песенном творчестве русских поэтов. Теоретической основой стали работы В. Беньямина (1892–1940) «Задача переводчика» (1923), М. Бланшо (1907–2003) «Пространство литературы» (1955), П. Валери (1871–1945) «Поэзия и абстрактная мысль» (1939), С. Малларме (1842–1898) «Кризис стиха» (1896), М. Хайдеггера (1889–1976) «Гельдерлин и сущность поэзии» (1936), сборник работ К. Г. Юнга (1875–1961) «Архетип и символ» (1934–1961). В качестве материала привлечены отдельные песенные тексты представителя традиции авторской песни А. Галича, А. Башлачёва, творчество которого принято относить к бард-року, и Е. Летова, одного из главных представителей русского панк-рока. Выбор авторов обусловлен концепцией работы, стремящейся показать универсальность выделенных в процессе исследования констант для различных песенно-поэтических традиций и философских систем. В качестве таких констант рассматриваются утопические концепты «единого дискурса», единого «разговора» поэзии, и «чистого искусства», которое является «целью-в-себе». Другие константы касаются внутреннего состояния поэта, приемов, имеющих целью достичь вдохновения – речь о концептах «отстранения», или, по В. М. Шкловскому, «остранения», а также «молчания». Центральной константой становится понятие «невыразимого», «ускользающего», которое и есть непременная цель каждого поэта, прозреваемая, но всегда недостижимая. В размышлениях о каждой из приведенных констант философской мысли о природе творчества мы находим подтверждения или расхождения в творческой практике песенных поэтов. Рассуждения приводят нас к выводу о том, что песенная поэзия вслед за поэзией традиционной принимает и транслирует многолетний опыт отечественной и западной философской и поэтической мысли о сути творчества. Типологические пересечения носят наднациональный, космополитический характер, что говорит об универсальности выявленных нами констант. Работа вносит вклад в изучение песенной поэзии, который подтверждает ее статус как очередного этапа бытования поэтического дискурса, что доказывает правомерность изучения песенных текстов и необходимость этого с филологических позиций.
- Доманский Ю. В. Рок-поэзия: перспективы изучения // Русская рок-поэзия: текст и контекст : сб. науч. тр. Екатеринбург : УрГПУ; Тверь : ТвГУ, 2013. Вып. 14. С. 7–35.
- Беньямин В. Задача переводчика / пер. Е. Павлова // Беньямин В. Учение о подобии. Медиаэстетические произведения : сб. ст. М. : РГГУ, 2012. С. 254–271.
- Бланшо М. Пространство литературы / пер. с фр. Б. В. Дубин, С. Н. Зенкин, Д. Кротова, В. П. Большаков, Ст. Офертас, Б. М. Скуратов. М. : Логос, 2002. 288 с.
- Наумов Л. Александр Башлачев: человек поющий. 3-е изд., испр. и доп. М. : Выргород, 2016. 608 с.
- Хайдеггер М. Гёльдерлин и сущность поэзии // О поэтах и поэзии: Гёльдерлин. Рильке. Тракль / сост., пер. с нем. и послесл. Н. Болдырева. М. : Водолей, 2017. С. 5–25.
- Юнг К. Г. Архетип и символ / сост. и вступ. ст. А. М. Руткевича. М. : Ренессанс, 1991. 304 с.
- Руткевич А. М. Жизнь и воззрения К. Г. Юнга // Юнг К. Г. Архетип и символ / сост. и вступ. ст. А. М. Руткевича. М. : Ренессанс, 1991. С. 5–19.
- Аверинцев С. С. «Аналитическая психология» К.-Г. Юнга и закономерности творческой фантазии // О современной буржуазной эстетике : сб. ст. Вып. 3. М. : Искусство, 1972. С. 110–156.
- Парамонов Б. М. Согласно Юнгу // Парамонов Б. М. След: Философия. История. Современность. М. : Независимая газета, 2001. С. 26–55.
- Летов Е. Потрясающий вид из окна. Текст песни. URL: https://www.gr-oborona.ru/texts/1177698236.html (дата обращения: 20.05.2023).
- Валери П. Введение в систему Леонардо да Винчи // Валери П. Об искусстве / пер. с фр,. изд. подг. В. М. Козовой ; предисл. А. А. Вишневского. М. : Искусство, 1976. С. 29–68.
- Хайдеггер М. Нужны ли поэты? // О поэтах и поэзии: Гёльдерлин. Рильке. Тракль / сост., пер. с нем. и послесл. Н. Болдырева. М. : Водолей, 2017. С. 25–85.
- Летов Е. Интервью в Москве, 16.05.1997 [Видео] // YouTube-канал О. Евстигнеева. URL.: https://www. youtube.com/watch?v=0MDuQvAJKlg (дата обращения: 20.05.2023).
- Корчинский А. Комментарий к мифу: Егор Летов о своих текстах // Летовский семинар: Феномен Егора Летова в научном освещении. 2-е изд., испр. М. ; Калуга ; Венеция : Bull Terrier Records, 2018. С. 52–66.
- Галич А. А. Сочинения : в 2 т. Т. 1. Стихотворения и поэмы / сост. А. Петраков. М. : Локид, 1999. 527 с.
- Малларме С. Кризис стиха / пер. И. Стаф. // Малларме С. Сочинения в стихах и прозе : сб. / сост. Р. Дубровкин. М. : Радуга, 1995. С. 321–344. На франц. яз. с параллельным рус. текстом.
- Хайдеггер М. Бытие и время / пер. с нем. В. В. Бибихина. Харьков : Фолио, 2003. 503 с.
- Александрова М. А. Декабристы в культурно-исторической мифологии советской эпохи. Литературная «декабристиана» 1920–1960-х гг. // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2021. Т. 21, вып. 4. С. 459–465. https://doi.org/10.18500/1817-7115-202121-4-459-465
- Темиршина О. Р. «Руками не потрогать, словами не назвать»: типология ошибок в текстах Егора Летова // Летовский семинар: Феномен Егора Летова в научном освещении. 2-е изд., испр. М. ; Калуга ; Венеция : Bull Terrier Records, 2018. С. 7–23.
- Аверинцев С. С. Архетипы // Аверинцев С. Собрание сочинений. София-Логос. Словарь / под ред. Н. П. Аверинцевой, К. Б. Сигова. Киев : Дух i Лiтера, 2006. C. 68–71.
- Гавриков В. А. Песенная поэзия vs печатная поэзия. М. : Директ-Медиа, 2021. 388 с.
- Валери П. Поэзия и абстрактная мысль // Валери П. Об искусстве / пер. с фр,. изд. подг. В. М. Козовой ; предисл. А. А. Вишневского. М. : Искусство, 1976. С. 400–433.