Известия Саратовского университета. Новая серия.

Серия: Филология. Журналистика

ISSN 1817-7115 (Print)
ISSN 2541-898X (Online)


Для цитирования:

Большакова Т. М. Функционально-стилистическое своеобразие нормативного речевого жанра Schulordnung der Grundschule (на материале немецкого языка) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2024. Т. 24, вып. 1. С. 4-11. DOI: 10.18500/1817-7115-2024-24-1-4-11, EDN: MUIKGW

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 0)
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
811.112.2’38
EDN: 
MUIKGW

Функционально-стилистическое своеобразие нормативного речевого жанра Schulordnung der Grundschule (на материале немецкого языка)

Авторы: 
Большакова Татьяна Михайловна, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Аннотация: 

В работе на материале немецкого языка в аспекте функционально-стилистического подхода рассматривается нормативный речевой жанр Schulordnung der Grundschule (Правила внутреннего распорядка для учащихся начальной школы). Проверяется гипотеза о том, что функционально-стилистическое своеобразие жанра является результатом взаимодействия официально-делового и разговорного стилей, которые выступают средой функционирования жанра и воплощающих его текстов в ситуации институциональной коммуникации взрослых нормоотправителей и детей-нормополучателей. Эмпирический материал представлен 100 текстовыми единицами, созданными в соответствии с жанром, основным назначением которого является регулирование поведения младших школьников во время их пребывания в учебном заведении. На примере трех стилевых черт официально-деловой речи – безличности, безэмоциональности и точности – показано, как проникновение в нормативные тексты разноуровневых языковых средств разговорного стиля нарушает их стилистическую однородность, модифицирует стилевые черты и формирует межстилевой характер текстов, отражающий стремление адресантов учесть когнитивно-психологические особенности младших субъектов нормы в процессе декодирования ими нормативных посланий. Сделан вывод о том, что жанр Schulordnung der Grundschule как способ отбора и комбинирования языковых средств демонстрирует открытость навстречу разностилевым включениям, предоставляя адресантам возможность свободно варьировать языковые средства по их усмотрению в соответствии с представлениями о прагматической эффективности высказывания.

 

Список источников: 
  1. Дементьев В. В. Теория речевых жанров. М. : Знак, 2010. 600 с.
  2. Тырыгина В. А. Восемь признаков жанра // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе : межвуз. сб. науч. тр. / редкол.: А. Г. Пастухов (отв. ред.) [и др.]. Вып. 6. Орел : Орловский гос. ин-т искусств и культуры, 2008. С. 90–94.
  3. Федосюк М. Ю. Нерешенные вопросы теории речевых жанров // Вопросы языкознания. 1997. № 5. С. 102–120.
  4. Балашова Л. В., Дементьев В. В. Русские речевые жанры. М. : Издательский дом ЯСК, 2022. 832 с. (Studia Philologica).
  5. Тюкаева Н. И., Бринев К. И. Методологические проблемы моделирования жанра с использованием теории прототипов // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 2 (87). С. 584–586.
  6. Костомаров П. И. Трактовка речевого жанра в работах отечественных исследователей // Вестник Ленинградского государственного   университета им. А. С. Пушкина. 2014. № 2. С. 181–185.
  7. Мишланов В. А., Худякова Е. С. О жанровой специфике текстов церковно-религиозного стиля // Филологические заметки. 2008. № 2. С. 28. EDN: SAMUBX
  8. Дрожащих А. В. Годовые отчеты банковских учреждений: структура, прагматика и языковая аранжировка // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 14, вып. 12. С. 3926–3931. https://doi.org/10.30853/phil20210628
  9. Куркан Н. В. Модель жанра «Руководство по эксплуатации» // Жанры речи. 2021. № 1 (29). С. 49–56. https://doi.org/10.18500/2311-0740-2021-1-29-49-56
  10. Дубровская Т. В. Мультимодальный анализ в жанроведении: семиотика туристического буклета // Жанры речи. 2022. Т. 17, № 3 (35). С. 194–204. https://doi.org/10.18500/2311-0740-2022-17-3-35-194-204, EDN: TMQQSM
  11. Стексова Т. И., Лаврентьева Е. В. Варианты речевого жанра предупреждения и их модусные показатели // Жанры речи. 2022. Т. 17, № 4 (36). С. 250–261. https://doi.org/10.18500/2311-0740-2022-17-4-36-250-261, EDN: VNRACM
  12. Салимовский В. А. Жанры речи в функциональностилистическом освещении (русский научный академический текст) : автореф. дис. … д-ра филол. наук. Екатеринбург, 2002. 28 с.
  13. Брандес М. П., Пиронкова М. П. Практикум по функциональной стилистике немецкого языка : учеб. пособие. М. : Высшая школа, 1975. 195 с.
  14. Брандес М. П. Стилистика текста. Теоретический курс : учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Прогресс-Традиция ; ИНФРА-М, 2004. 416 с.
  15. Тырыгина В. А. Жанры в информационно-массовом дискурсе // Studia Linguistica – XI. Проблемы когнитивной семантики : сб. ст. СПБ. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. С. 150–155.
  16. Кожина М. Н. Экстралингвистические (внелингвистические) стилеобразующие факторы функциональных стилей // Стилистический энциклопедический словарь русского языка. М. : Флинта, 2019. С. 624–627.
  17. Разинкина Н. М. Функциональная стилистика (на материале английского и русского языков) : учеб. пособие. 3-е изд., испр. и доп. Дубна : Феникс+, 2015. 284 с.
  18. Кожина М. Н. Классификация и внутренняя дифференциация функциональных стилей // Стилистический энциклопедический словарь русского языка. М. : Флинта, 2019. С. 146–153.
  19. Schulordnung der Neumühler Schule (Grundschule). URL: https://www.neumuehlerschule.de/schulordnung.html (дата обращения: 15.12.2022).
  20. Schulordnung. URL: http://www.gs-huntlosen.de/schulordnung/ (дата обращения: 15.12.2022).
  21. Schulordnung 2020. URL: https://www.nysterbachschule.de/schulordnung/ (дата обращения: 15.12.2022).
  22. Schulordnung. URL: https://grundschule-oberursel.de/unsere-schule/schulordnung/ (дата обращения: 15.12.2022).
  23. Schulordnung der Grundschule Stallwang. URL: https://www.grundschule-stallwang.de/index.php/schule/schulordnung (дата обращения: 25.11.2022).
  24. Гончарова Е. А., Нюбина Л. М. Личное письмо как эгоцентрический тип текста в реальной и литературной коммуникации // Известия Смоленского государственного университета. 2015. № 1 (29). С. 155–168.
  25. Большакова Т. М. Квазиэгоцентризм как прием коммуникативно-речевого построения нормативного текста (на примере нормативных текстов немецких начальных школ) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 12, вып. 1. С. 226–231. https://doi.org/10.30853/filnauki.2019.12.44
  26. Unsere Schulordnung. URL: https://grundschule-ashausen.de/schulordnung/ (дата обращения: 15.12.2022).
  27. Die Schulordnung. Schafft Sicherheit und Ordnung. URL: https://www.grundschule-hoheneck.de/schulordnung (дата обращения: 15.12.2022).
  28. Schulordnung. URL: https://www.vs-waldthurn.de/home/schulordnung (дата обращения: 15.12.2022).
  29. Schulordnung der Ebereschen-Grundschule. URL: https://www.ebereschen-grundschule.de/schulordnung/ (дата обращения: 15.12.2022).
  30. Schulordnung. URL: https://www.grundschule-stockach.de/schule/schulordnung/ (дата обращения: 15.12.2022).
  31. Schulordnung. URL: https://grundschule-frielingen.de/schulordnung/ (дата обращения: 10.12.2022).
  32. Schulordnung der Grundschule Gammelin. URL: https://www.grundschule-gammelin.de/seite/243636/schulordnung.html (дата обращения: 15.12.2022).
  33. Schulordnung. URL: https://www.grundschule-paulsberg.de/unsere-schule/schulordnung/ (дата обращения: 15.12.2022).
Поступила в редакцию: 
19.02.2023
Принята к публикации: 
10.11.2023
Опубликована онлайн: 
01.03.2024
Опубликована: 
01.03.2024