Известия Саратовского университета. Новая серия.
ISSN 1817-7115 (Print)
ISSN 2541-898X (Online)


chronotope

«Повествование о необычайном»

Рецензия посвящена книге доктора филологических наук, профессора, зав. отделом истории славянских литератур Института славяноведения РАН, зав. кафедрой славистики и центральноевропейских исследований РГГУ, члена Союза писателей России, известного фантастоведа Е. Н. Ковтун. Книга построена по принципу путеводителя, в котором представлена галерея миров посмертного существования человеческой души. Материалом исследования стали произведения, написанные писателями-фантастами XX–XXI вв., представляющими литературные традиции России, Западной Европы и США.

Эпистолярный жанр в творчестве Г. Галбацова: автор и адресат

Цель данной статьи состоит в попытке рассмотреть своеобразие стиля современного дагестанского прозаика Газимагомеда Галбацова на материале эпистолярного жанра: в «Письмах на тот свет» классикам аварской литературы второй половины XIX – начала XX в. и «Самому себе», отражающих творческие искания автора. Использованные автором структурный и сравнительный методы исследования, метод интертекстуального анализа текста позволяют выявить элементы стилизации автора писем под литературный стиль адресатов.

Топос североамериканского городка в произведениях Робертсона Дэвиса и Стивена Кинга («Пятый персонаж» и «Возрождение»)

Роман американского писателя Стивена Кинга «Возрождение» (Revival, 2014), несомненно, генетически связан с первым романом «Дептфордской трилогии» канадского писателя Робертсона Дэвиса «Пятый персонаж» (Fifth Business, 1975), хотя Кинг и не указывает имя Р. Дэвиса в ряду прецедентных текстов в многоименном посвящении к роману. Основой для сближения данных текстов может служить не только категория «пятого персонажа», очевидно, позаимствованная Кингом у Дэвиса, но и особенности романного хронотопа.

Мотив стихийной молвы в хронотопе цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя

В статье рассматривается мотив молвы в его пространственно-временном выражении на материале цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя. Исследуются художественные функции мотива молвы в сюжете повестей, внутренняя связь с фольклорной традицией.

Театральность в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»

В статье рассматриваются особенности организации художественного пространства чеховского рассказа. Выявляются два ключевых хронотопа: Дом и Сад. Анализируются особенности структуры хронотопа Дом. Показывается определяющее воздействие хронотопа Дома на героев, главной чертой которых становится театральность как имитация жизни.