Известия Саратовского университета. Новая серия.
ISSN 1817-7115 (Print)
ISSN 2541-898X (Online)


символ

Проблема творческой личности в драматургии Г. Хауптманна (пьесы «Коллега Крамптон» и «Михаэль Крамер»)

В статье исследуется проблема творческой личности в драматургии немецкого писателя Герхарта Хауптманна (Hauptmann, Gerhart Johann Robert, 1862–1946). На примере двух пьес, «Коллега Крамптон» и «Михаэль Крамер» рассматривается своеобразие двух образов художника. В центре пьес оказывается конфликт между гениальностью и мещанством, творческим порывом и косностью социальных институтов.

Стихотворение Булата Окуджавы «Не бродяги, не пропойцы…»: диалог с Блоком на фоне Киплинга

В статье выявляются блоковские истоки образа Прекрасной дамы в лирике Булата Окуджавы (на примере раннего стихотворения «Не бродяги, не пропойцы…»). Осмыслению блоковской традиции способствует киплинговский фон стихотворения.

Притчевое начало в романе Л. Улицкой «Лестница Якова»

В статье выявляются и анализируются элементы притчи, присущие роману Л. Е. Улицкой «Лестница Якова». Отмечается, что притчевое начало пронизывает как отдельные фрагменты текста, так и весь роман. Притчевое начало проявляется на уровнях содержания, философской проблематики и стилистики текста: язык произведения отличается простотой выразительных средств.

Мотив музыки луны в поэзии К. Д. Бальмонта

В статье рассматривается мотив лунной музыки в творчестве К. Д. Бальмонта на материале его стихотворений, прозы и эстетических статей. Исследуется его символика и развитие в книгах раннего, зрелого и позднего периодов. Делаются следующие выводы. В ранней лирике Бальмонта луна связывается с оксюморонным мотивом «звучащей тишины». Данный мотив обусловлен важной ролью психологизма в ранних стихах символиста, «звучащая тишина» подчёркивает состояние внутреннего мира героя, всегда отрешённого от реальности и размышляющего над сущностью жизни и смерти.